Елена Талдыкина
Воспитание патриотических качеств личности средствами искусства в педагогическом процессе
▼ Скачать
Воспитание патриотизма начинается уже с самого рождения ребенка, затем продолжается в детском саду и, конечно же, в школе. Семья, близкие и родные люди — это первое окружение ребенка, его «микромир», именно они закладывают основы воспитания и являются первыми наставниками. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, своей страны, мира в целом. В современном мире, когда родители поглощены обеспечением материальной стороны жизни семьи, стало сложным становление личности ребенка, понимание им своего места в жизни, снижается роль в воспитании детей, уходит на второй план уважение к старшим, опыт и мудрость старшего поколения. И наша задача воспитания Гражданина становится необходимой и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и целью образовательной системы.
Публикация «Воспитание патриотических качеств личности средствами искусства в педагогическом процессе» размещена в разделах
В школе воспитание Гражданина, на мой взгляд, должно включать в себя не только изучение отдельных предметов, но и отдельно выстраиваемую определенную систему патриотического воспитания с первых шагов нахождения ребенка в школе. Именно мы, педагоги, должны научить детей не только знать и гордиться своей Родиной, героями своей страны, но и сопереживать, уметь прийти на помощь, не оставаться в стороне тогда, когда нужна помощь не только своим близким, но и всем нуждающимся в помощи и участии. Особенно это актуально в современной политической обстановке в мире.
В рамках патриотического воспитания в нашей школе педагоги проводят большую работу: это и тематические классные часы, встречи с ветеранами Великой Отечественной, участниками «локальных» войн, конкурсы, соревнования, состязания и т. п. Обучающиеся с большим интересом слушают рассказы ветеранов о военных походах, сражениях, боевых действиях. На память о таких встречах у наших гостей остаются детские рисунки и поделки, а для обучающихся это уникальная возможность «живого» общения с историей нашей страны, примером неподдельного патриотизма, храбрости и смелости, и героизма нашего народа, во все времена умеющего отстоять интересы своего народа, своей страны. Традиционными в школе стали поздравления с 23 февраля. Это классные часы, «круглые столы», литературно-музыкальные композиции о празднике День защитника Отечества, которые помогают воспитывать уважение к армии, развивать смекалку, - способствовать формированию патриотических чувств.
Педагоги нашей школы прилагают все усилия, чтобы воспитать в своих учениках понимание и милосердие, сострадание и сочувствие, умение делиться сердечным теплом, добротой и вниманием. Одним из направлений работы школьного научного общества «Первые шаги в науку» является гражданское и патриотическое воспитание. На ежегодной научно-практической конференции в феврале месяце этого года будут представлены ряд работ, посвящённых данному направлению. Школьники приготовили исследования об истории своей родословной «Древо моей семьи»; рассказ-исследование «Высота 102.0», рассказ ветерана, сражавшегося на Мамаевом кургане; «Ленинград в годы блокады", о тех событиях, которые происходили в Ленинграде в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Все эти и многие другие работы содержит исторические сведения, стихи, воспоминания ветеранов, посвященные блокаде Ленинграда, битве на Мамаевом Кургане, подвигу его жителей и страны в целом. Такие мероприятия закрепляет знания истории, воспитывают чувство патриотизма и уважения к участникам Великой Отечественной войны, нашим предкам, нашей великой стране.
Память нужна, чтобы передать молодому поколению всё лучшее, что сделано отцами, дедами. В числе незабываемых событий - Победа в Великой Отечественной войне. В преддверии великого праздника — 75-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне в школе идет подготовка концертной программы, спектакля, поздравлений для наших ветеранов. Готовится выставка рисунков и поделок, праздничные открытки и стихи. Весь год в школе проводится цикл мероприятий по сохранению памяти о наших героях, наших дедов и прадедов отстоявших свободу и независимость русского народа. Начали работу по составлению Книги Памяти, куда каждый ученик и педагог может внести свою частичку памяти о своих героях.
Развитие современных ИКТ технологий помогают сделать этот процесс более ярким, красочным, эмоционально насыщенным, зрелищным. Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать процесс сбора и обработки информации более плодотворным.
На своих уроках искусства, МХК, раскрывая сущностью самого искусства, я доношу до своих ребят нравственно-эстетический опыт человечества. Обучаю адекватно оценивать себя в окружающем мире, делать объективные суждения и умозаключения, оценивать свои поступки, вступать в диалог и анализировать. Предметы искусства как учебная дисциплина обладают достаточными ресурсами для воспитания духовно-нравственной, патриотической составляющей у учащихся.
Цель курса искусства - силой воздействия различных искусств помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры. На моих уроках только диалог, живой, в котором участвуют все.
Наша страна — страна гениальных творений, гениальных людей. Но невозможно обойти вниманием и не вспомнить, сколько испытаний выпало на долю нашего народа. Но искусство никогда не оставалось в стороне. Мастера живописи, скульптуры, графики, писатели, художники, музыканты создали свои произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе. Это симфонии Чайковского, пламенными речи Николая Тихонова и Всеволода Вишневского в блокадном Ленинграде, знаменитая 7-я («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича. Которые помогали раненому, измученному городу жить!
Культуросозидающая роль программы искусства состоит в воспитании гражданственности и патриотизма. Все темы занятий на протяжении всего курса пропитаны принципом «от родного порога в мир общественной культуры», они открывают учащимся многообразие культур разных народов, ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, культуру России, как часть целостного мира. Через искусство я воспитываю уважительное отношение к исторической памяти нашего народа, готовности к служению Отечеству, учитывая опыт и достижения прошлого, воспитываю патриотизм и любовь к своей Родине.
В довершении можно сказать, что организация патриотического воспитания в школе на современном этапе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания на всех уроках и во внеурочной деятельности, т. е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.
Важной стороной организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную. Таким образом, можно сказать, что школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего становления и развития личности.