Лилия Кузьмина
Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у дошкольников. НОД «Край, в котором ты живёшь. Чувашия»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста
С рождения ребенок воспитывает в себе народный язык, услышанный от самых близких, любуется окружающей природой, гордится достопримечательностями своего села, города, края.
Публикация «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у дошкольников, НОД „Край, в котором ты живёшь, Чувашия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Чувашия. Чувашская Республика
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
В детском саду знакомство с родным краем происходит посредством наблюдений, бесед, чтением рассказов, сказок, стихов, знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными играми, бытом своего народа, с прикосновением к народному творчеству чувашского народа. Воспитание любви к родному краю тесно связано с воспитанием любви к народному творчеству. Произведения народного творчества служат эффективным средством положительного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю.
Народное декоративно-прикладное искусство издавна в педагогике использовалась как средство всестороннего развития ребенка. Особую роль оно играет в нравственном и эстетическом воспитании.
За последние годы значительно усилился интерес к этому виду искусства. Неисчерпаемы его воспитательные возможности. Произведения народного творчества можно использовать и в работе с детьми дошкольного возраста. В них заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.
Серия занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством подводит детей пониманию:
- самобытности, своеобразия чувашского народного декоративного искусства;
- связи содержания орнамента с окружающей природой;
- связи искусства с бытом и жизнью народа;
- преемственности традиций народного искусства.
Таким образом, появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Край, в котором ты живёшь».
Программное содержание: расширить, закрепить и систематизировать знания детей о чувашском народном творчестве (вышивка, резьба по дереву, плетение, керамика, элементы орнамента). Активизировать словарь: гончары, плетение, резьба. Закрепить навыки составления узора, работы с кисточкой. Развивать творческие способности, вызвать интерес к народному творчеству. Воспитывать гордость за свой народ, любовь к народному краю, умение видеть красоту.
Материалы и оборудование: изделия чувашских мастеров, вышитые полотенца, салфетки, керамическая посуда, плетения, резьба, грамзаписи, кукла в национальном костюме, силуэты фартуков, рубашек, ножницы, клей, гуашь.
Предварительная работа: оформление уголка чувашского народного творчества в группе, рассматривание вышивок, знакомство с элементами Чувашского орнамента, рассматривание национального костюма, рассматривание керамической посуды, чтение чувашских сказок.
Методические приемы:
- рассказ воспитателя;
- художественное слово «экскурсовода»;
- рассказы детей о вышивке, керамике;
- творческая деятельность;
- рефлексия.
Ход НОД:
В зале оформлена выставка, где представлены чувашская национальная одежда, глиняная посуда, сувениры из дерева, расписанные чувашским узором, изделия из бересты и прутьев.
Центральная стена по краям украшена чувашским орнаментом, в центре – экран, для презентации «Мой любимый край».
Тихо звучит чувашская мелодия, дети входят в зал, их встречает воспитатель-экскурсовод в чувашском национальном костюме.
Воспитатель-экскурсовод :
Знаете ли вы страну такую
Древнюю и вечно молодую.
Словно песней сердце околдует.
Где коль праздник – от души ликуют,
Коль работа – гору дай любую.
П. Хузангай
Ребята, как называется этот край?
Дети: Чувашия.
Воспитатель-экскурсовод : Да, любит трудиться наш чувашский народ. Издавна славится наш край умельцами. Посмотрите, сколько здесь красивых вещей! Предлагаю вспомнить, какими народными промыслами славится наша Чувашская Республика?
Дети: Вышивкой, резьбой по дереву, плетением, керамикой.
Воспитатель-экскурсовод : Кто может рассказать о чувашской вышивке? (рассказы детей о вышивке, керамике, деревянных изделиях)
Воспитатель-экскурсовод хвалит детей за рассказ и сама рассказывает о мастерах-резчиках по дереву, по плетению из гибкой лозы, с помощью презентации, показывает изделия.
Воспитатель-экскурсовод : «В быту крестьянской семьи повседневной посудой служили деревянные чаши, блюда, миски, солонки, ступы. Все это изготовлялось обычно из цельного куска дерева, чаще из корневища, долблением, выжиганием или резьбой.
В долгие зимние вечера при свете лучины плелись своеобразной формы корзины, короба, лапти из гибких прутьев лозы и липы.
Старая утварь навсегда ушла из жизни народа, но современные мастера, создавая кувшины, чаши, сосуды из керамики, резные ковши из дерева, глиняные игрушки, плетеные кресла, стулья, развивают богатые старинные народные традиции. Изделия чувашских мастеров славятся во всем мире».
Воспитатель : Спасибо вам огромное, за интересный рассказ и мы приглашаем Вас повеселиться с нами. И, как сказал наш поэт Петр Хузангай, : «Коль праздник – от души ликуют…». Мы с вами тоже поиграем, будем петь песни и танцевать.
Наши ребята приготовили стихи про любимый чувашский край.
1-й ребенок:
Чувашская земля, родимый край,
Ты всех похвал и почестей достоин.
Здесь солнце, словно пышный каравай,
Тут воздух, будто на меду настоян.
Живёт тут удивительный народ,
Способный веселиться и трудиться,
Который очень нежно бережёт
Жемчужины преданий и традиций.
2-й ребенок:
Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой — сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, —
Ты будешь жить во мне, моя Россия,
Пока живет Чувашия в тебе.
3-й ребенок:
Знаете ли вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник – от души ликуют,
Коль работа — гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам — и я готов
Это все проверить с вами вместе.
Воспитатель : Молодцы, ребята. А теперь предлагаю пройти в середину зала и построить круг. Мы с вами будем водить хоровод, как когда-то водили хоровод чувашские парни и девушки.
Хоровод под музыку «Кай-кай Ивана»
Воспитатель : А сейчас поиграем в чувашскую народную игру «рлле»
Можно поиграть еще в одну игру «Тинс хумханать»
Воспитатель : Молодцы, ребята! Мы с вами прочитали стихи про любимую Чувашию, поплясали, поиграли, а теперь предлагаю превратиться в настоящих мастеров. Кто желает украсить одежду аппликацией, предлагаю присесть за стол с красной скатертью. Кто желает украсить одежду красками – присаживайтесь за стол с желтой скатертью. Вы будете мастерами по украшению одежды (фартуки, рубашки, платья, косынки). А остальные ребята будут работать в гончарной мастерской. Вы будете делать посуду из глины, украшать изделия чувашскими узорами.
Деятельность детей. Непосредственная помощь воспитателя при необходимости.
По окончании работ дети отправляются на «Ярмарку». Дети покупают друг у друга понравившуюся вещь.
Чувашская народная пляска «Линька-линька» (танцуют четыре пары).
Рефлексия.