Светлана СТЕЛЬМАХ
Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами белорусских музыкальных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный фольклор (народные песни, танцы и инструментальная музыка) получил всеобщее признание, как одно из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания детей, неиссякаемый родник, питающий и развивающий их творческие способности. Освоение белорусского фольклора значительно расширяет представления детей о культуре, традициях и обычаях нашего народа. Особое место занимает музыкальный фольклор – народные песни, попевки, частушки и т. п. Из поколения в поколение народ бережно передавал певческие традиции, сохранил в песнях красочную, образную речь, своеобразие ритмического строя, отточенность интонаций, удивительные по красоте и самобытности мелодии. Импровизационная основа народных песен дает возможность творчески подойти к их исполнению, что стимулирует любознательность, проявления способностей и инициативы детей.
Публикация «Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста средствами белорусских музыкальных произведений» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Это период интенсивного развития и необычайной подвижности ребенка, когда наиболее эффективным методом работы с детьми является игра. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка.
Мир сказок, песен, игр понятен детям с младенчества, так как соответствует их мировоззрению, мышлению. Образы этих произведений воспитывают в них доброту, мужество, сообразительность и др. качества. С интересом дети воспринимают короткие по содержанию поговорки, дразнилки, сказки, колыбельные песни. Белорусский детский фольклор пронизан любовью к ребенку. Народные мелодии, как правило, простые, светлые, нежные, проникновенные. Дети с удовольствием их слушают и подпевают.
К сожалению, далеко не всегда педагоги дошкольных учреждений уделяют должное внимание народному музыкальному репертуару. Некоторые из них считают народные песни недостаточно интересными для детей и в определенной степени примитивными. Нельзя забывать, что через народные мелодии, народные музыкальные традиции мы готовим ребенка к восприятию более сложной по содержанию классической музыки.
Значительное место музыкальному фольклору отведено в Учебной программе дошкольного образования. Но, к сожалению, ценный материал сборников фольклорных произведений чаще всего не сопровождается необходимой для педагога дошкольного учреждения информацией о музыкальных особенностях предложенных произведений и лишен рекомендаций по организации их изучения. Кроме того, использование музыкального фольклора в детском саду в большинстве своём обычно связано с подготовкой и проведением фольклорных праздников, единичных мероприятий.
Большой значение в формировании национального самосознания детей имеют и авторские белорусские произведения. Белорусские композиторы в своем творчестве широко использовали народные мелодии. Они звучат в произведениях П. Подковырова, Д. Каминского, Е. Глебова. Большое значение народной песне в вопросах музыкально-эстетического воспитания детей придавал выдающийся белорусский музыкальный деятель Г. Р. Ширма. Говоря о художественных достоинствах музыкального фольклора, необходимо отметить белорусские народные песни “Ой, рана на Івана”, “Рэчанька”, “Скрыпяць маі лапці”, “Чаму ж мне не пець” и многие другие в исполнении ансамбля “Песняры”. Прекрасные аранжировки этих песен, неповторимое по своей красоте “мулявинское” звучание ансамбля сделало эти песни подлинными музыкальными шедеврами.
На современном этапе большой вклад в воспитании у дошкольников любви к родине посредством белорусской музыки внесли такие авторы как Е. Р. Ремизовская, Я. Жабко, С. Галкина, В. Серых, С. Альхимович, А. Захлевный.
Музыкальный фольклор традиционно является тем универсальным материалом, на основе которого формируются первоначальные представления дошкольника о национальных традициях, быте, истории, характере народа; расширяется словарь наиболее характерных для национальной культуры музыкальных интонаций, своеобразных «эталонов» национальной музыкальной речи.