Светлана Клавкина
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших вопросов в сфере социализации дошкольников является приобщение детей к гуманистическим ценностям общества. Формирование ценностного ядра как нравственной основы будущей личности - важная, но еще недостаточно изученная проблема.
Важным средством формирования ценностных приоритетов дошкольников является народная сказка, позволяющая раскрыть нравственный потенциал детей, обеспечить социально одобряемый выбор их поведения, формируя внутренний стержень культуры личности. Воздействие народных сказок на детей чрезвычайно сильно. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования фольклористов, этнографов, педагогов. Известные педагоги К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский исследовали роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей, подчеркивая при этом ее огромное влияние на личность. Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка. Сказка проникает во все виды деятельности дошкольника. Он лежит в основе искусств (Т. С. Комарова, Н. М. Сокольникова и др.).
Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Фольклор, народные сказки выступают проводником в мир культурных ценностей народа. Народные сказки способствуют воспитанию причастности к духовным ценностям родной культуры: традициям и обычаям. В фольклоре, народных сказках наиболее полно и ярко проявились культурные архетипы нации. Архетипический образ, являясь важнейшей составляющей культурного архетипа, является символическим выражением определенных архаических установок, определяющих мировоззрение и мироощущение людей. Архетипический образ играет большую роль в формировании психических реакций человека в процессе социализации и идентификации в обществе. Культурный архетип коллективен.
Архетипические образы формируют систему ценностей и выступают стабилизатором межличностных отношений. Фольклорные произведения содержат идентификационный код, обеспечивающий осознание социальной принадлежности. (Аникин, А. С. Каргин и др.). Аксиологический подход позволяет понять русскую народную сказку в рамках русской народной педагогики как социокультурный феномен, сохраняющий традиционные этико-эстетические ценности русского народа (А. Б. Измайлова и др.). Основываясь на общих знаниях и общей памяти, фольклор способствует культурной самобытности человека. Идентичность дает человеку ощущение гармонии с социальной и природной средой. В фольклоре благополучие ребенка связано с жизнью дружной семьи, среди родных, дома.
Сказки оказывают уникальное влияние на формирование культурной идентичности русских детей, так как сказка действует в культурном контексте. Ю. М. Лотман справедливо утверждает, что «культура — это не хаотическое нагромождение текстов, а сложная, иерархически организованная, работающая система». Текст сказки содержит краткую мнемоническую программу, общую память носителей языка о существующей в данном обществе системе культурных ценностей. В систему культурных ценностей входят определенные культурные универсалии, связанные с социальной средой, природой, временем, властью, личным пространством и т. д.
Философско-культурологические основания культурной идентичности нашли отражение в работах многих ученых: В. П. Аникина, А. М. Анохина, Э. Эриксона, И. В. Малыгиной и др. Анализ научных работ приводит к выводу, что культурную идентичность можно рассматривать как «единство культурного мира человека или социальной группы с определенной культурной традицией. Культурная система определяет усвоение и принятие ценностей, норм, содержательных ядро этой культуры и формы ее выражения».
В настоящее время наблюдается тенденция дефицита культурной идентичности из-за высоких темпов технического развития и создания единого информационного пространства. Происходит ослабление связей внутри общества и ценности опыта предыдущих поколений в глазах подрастающего поколения. В контексте формирования проблемы культурной самобытности личности мы предприняли попытку выявить педагогический потенциал русских народных сказок в формировании культурной самобытности дошкольников в современных социокультурных условиях. Мы исходим из того, что, обладая аксиологическими характеристиками, русские народные сказки успешно выполняют одну из ведущих социальных функций - формирование культурной идентичности личности на основе процесса инкультурации.
Трофимов определяет педагогический потенциал как «сочетание самоценности и существенных средств, обеспечивающих воспитательный эффект». По мнению А. Б. Тепловой, «педагогический потенциал — это воспитательные возможности, заложенные в средствах народной педагогики — мамином фольклоре и традиционных игрушках, ценности и смыслы, которые способны передать ребенку, а также инициируемые ими формы содержательной педагогической деятельности».
В контексте нашего исследования мы понимаем педагогический потенциал русской народной сказки как сложной системы духовно-нравственных ценностей. В русской народной культуре выработана система, действие которой актуально или может актуализироваться в специально созданных условиях и при наличии определенных факторов для достижения каких-либо педагогических целей.
Проведенный нами анализ и систематизация научных педагогических и культурологических знаний о феномене русской народной сказки позволили сделать некоторые выводы. Во-первых, русская народная сказка как педагогическое явление объективное, реальное и необходимое, занимающее важное место в развитии творческих способностей современного ребенка. Во-вторых, это явление имеет ряд компонентов: нормы и смыслы, систему ценностей, чувство принадлежности к этнической общности и солидарности, характерные формы поведения в нашем обществе. В целом русская народная сказка позволяет понять традиционные культурные ценности русского народа. Конечно, русские дети принадлежат к русской народной культуре и генетически привязаны к ней, но не всегда чувствуют к ней принадлежность в силу отсутствия жизненного опыта. В педагогических исследованиях русская народная сказка трактуется по-разному. Таким образом, с точки зрения культурологического подхода русская народная сказка рассматривается как средство русской народной педагогики и неотъемлемая часть русской духовной культуры. (ВП Архетипические образы формируют систему ценностей и выступают стабилизатором межличностных отношений. Фольклорные произведения содержат идентификационный код, обеспечивающий осознание социальной принадлежности. Аникин, А. С. Каргин и др.). Аксиологический подход позволяет понять русскую народную сказку в рамках русской народной педагогики как социокультурный феномен, сохраняющий традиционные этико-эстетические ценности русского народа (А. Б. Измайлова и др.).
Воспитательная составляющая педагогического потенциала русских народных сказок предусматривает воздействие на нравственно-эмоциональную сторону поведения детей; формирование патриотических чувств к своей стране; знакомство с национальными традициями, обычаями и фольклором. Во всех сказках в образах героев присутствуют нравственные и ценностные понятия – доброта, честность, человечность. Сказка является нравственным компасом для каждого ребенка, так как в сказках всегда есть точка отсчета: герои либо сплошь хорошие, либо плохие. Это важно для выделения сложных двойственных чувств ребенка, при этом ребенок идентифицирует себя с положительным персонажем, что формирует правильные ценностные ориентиры. Сочетая в себе доступность, легкость, простоту, богатый духовный мир, накопленный нашими предками в наблюдениях за естественным развитием детей, русская народная сказка является одним из действенных средств формирования ценностных ориентаций дошкольников. Это хороший фундамент для формирования духовно-нравственной сферы дошкольников.
Высокий уровень сформированности культурной идентичности характеризуется знанием детьми своей этнической принадлежности; наличие интереса к русским народным традициям и обычаям, фольклору, сказкам; наличие представлений о традиционных нормах и правилах поведения. Полученные ребенком через восприятие русских народных сказок знания о нормах отношений между людьми, правилах этикета, закрепленных в собственном поведении. Ребенок часто проявляет социальные качества, такие как уважение к близким и окружающим, честность, справедливость, доброта, гостеприимство, взаимопомощь, сострадание и др.
Таким образом, мы пришли к выводу, что педагогический потенциал русских народных сказок представляет собой интегративное образование, которое характеризуется этнической спецификой содержания и обеспечивает формирование культурной идентичности современных детей. Компоненты педагогического потенциала русской народной сказки не существуют изолированно друг от друга, а являются взаимодополняющими элементами формирования культурной идентичности дошкольника. Архетипические образы, присутствующие в русских народных сказках, способствуют формированию у детей системы культурных ценностей русского народа и осознанию дошкольниками своей культурной принадлежности.