Василина Котова
Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст начало становления первых нравственных основ, которые в последствии перерастут в крепкие нравственные нормы поведения, так как именно на впечатления полученные в младшем дошкольном возрасте человек опирается всю оставшуюся жизнь. Но возникает дилемма младшим дошкольникам очень трудно разобраться в нравственных критериях взрослого мира: добрый - злой, любовь - ненависть, радость и боль и прочие. Как же помочь младшему школьнику войти в этот сложный мир нравственных понятий и категорий?
Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Решением дилеммы могут стать наши добрые друзья - русские народные сказки, почему сказки, потому, что именно русская народная сказка может ответить на все важные, отвечающие природе младшего дошкольника нравственные представления. Почти все взрослые, окружающие ребенка, первые нравственные представления получили из русских народных сказок, «только все вместе можно справиться с задачей» - Репка, «бойся льстивых речей» - Лиса из Колобка, «только помощь друга поможет тебе спастись» - Кот, спасающий незадачливого Петуха и многое другое.
Проблемы взаимозависимости нравственности и сказок изучались рядом таких учёных, как братья Б. и Ю. Соколовы, А. И. Никифоров, Н. П. Андреев, А. Н. Афанасьев, К. Д. Ушинский, В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, В. П. Аникин и многие другие.
Русские народные сказки учат смелости, доброте, находчивости и множеству других положительных качеств и делает это без скучных выговариваний и наказаний, она просто показывает, что за зло приходит расплата, за добро тебе отплатят добром, что любовь близких может творить чудеса.
В. П. Аникин писал «Что сказка имеет воспитательное значение - это, несомненно, но что она создаётся с целью воспитания - это определённо неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки». Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период сказка способна пробудить все доброе, что есть в душе малыша, сформировать нравственные ценности и любовь к чтению, научить правильному общению, развить эмоциональную сферу и речь. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться.
Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала никогда, так как нравственность в сознании людей составляет стержень, основу нашего общества.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о добре, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Ранний возраст — решающее время для формирования характера, отношения к миру и окружающим, воспитания моральных ценностей. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, возможно формировать с помощью сказок.
Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова — простыми и понятными. Малышам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений, например: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д.
Стоит обратить внимание на то, что сказка для малышей должна быть не длинная, ведь малыши не могут долго концентрировать внимание на чём-то одном. Если история будет слишком затянута, ребёнок не сможет понять сути, ему будет не интересно, он будет вертеться по сторонам.
Все действия или события, которые происходят с героями, должны быть простыми и понятными. Ребёнок должен приблизительно хотя бы понимать, что делает зайка или лисичка. Все герои должны быть реалистичными или такими, чтоб ребёнок понимал, кто это или что это. Пусть это будет говорящий стол или стул, но малыш будет знать, что это за предмет. Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Рассказывая сказку, нужно подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Сказка не дает прямых наставлений детям («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят» — нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок» — нельзя уходить из дома без разрешения, и т. д.
Сказка может помочь сделать процесс воспитания культурно-гигиенических навыков интересным и занимательным для малыша. С этой целью хорошо рассказать детям сказку про манную кашу, про сбежавшие от ребенка вещи и игрушки и т д. Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста также легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев. Сказка помогает заложить первые представления ребенка о мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные — живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире. Слушая их, дети:
— учатся языку сказок : «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «жили-были» ….
— знакомятся с новыми для них персонажами, предметами быта, обычаями ….
— овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи….
Важность нравственного воспитания подрастающего поколения отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Сказка — это удивительное, по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасают своих друзей. Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: -учат дружить («Теремок») -учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка», («Петушок и бобовое зернышко»)
-воспитывают уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»)
-учат переживать за героев на которых выпали испытания и помогают понять хитрость и обман («Колобок»).
Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения — обычны в сказке. Во многих сказках внимание детей привлекается к красоте природы, к внешнему виду животных и птиц. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Система работы по нравственному развитию через сказку должна отражать следующие аспекты образовательной среды:
— предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
— характер взаимодействия со взрослыми;
— характер взаимодействия с другими детьми;
— система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Воспитателю необходимо определить такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют, в пределах требуемого времени без перезагрузки детей и, не снижая познавательной активности, получить желаемый результат – использовать сказку как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста на примерах их героев.
Понаблюдав за деятельностью детей младшего возраста, я заметила, что большинство детей не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Таким образом, я поставила перед собой следующую цель.
Цель: формирование нравственного поведения у детей младшего дошкольного возраста посредствам русских народных сказок. Задачи: Образовательные: Пробудить у детей интерес к русским народным сказкам. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Развивающие:
Развивать умение видеть, беречь и ценить красоту.
Развивать речь.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать воображение, внимание, мышление, память.
Воспитательные :
Воспитывать у детей любовь к чтению.
Предполагаемый результат работы над темой:
Дети научатся:
Внимательно слушать литературное произведение.
Давать элементарную оценку поступкам героев сказок.
Сочувствовать и сопереживать героям произведения.
Станут охотнее принимать участие в играх и инсценировках по сюжетам знакомых произведений.
Для решения задач я проводила следующую работу.
В группе детского сада была создана, соответствующая требованиям ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда: Театральный уголок в котором находятся различные виды кукольных театров, костюмы героев сказок, маски, инструменты для музыкального сопровождения драматизаций, театральная ширма, театры из подручных материалов (рукавичка из фетра, деревянные сказки, пальчиковый театр. Для ознакомления воспитанников с русскими народными сказками использовалась организованная образовательная деятельность «Развитие речи», во время которой дети слушали сказки в исполнении воспитателя, запись компакт-диска; знакомились с героями сказки и затем «обсуждали» характер героев их поступки.
Анализ пройденного произведения я организовывала так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор. Вопросы к сказке я формулировала таким образом, чтобы они могли помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки, ведь правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам даже самых маленьких воспитанников. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, мотиве поступка. Также я использовала проблемные ситуации, которые учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей.
Основу каждой проблемной ситуации определяло художественное произведение, с помощью которого я знакомила детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами, и нормами поведения. Дети рассматривали иллюстрации русских художников к сказкам. Для закрепления знаний я использовала дидактические игры на материале знакомых сказок. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, умению уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. А также применяла пальчиковые и артикуляционные гимнастики по сказочным сюжетам они запоминаются легко и быстро, а дети их часто воспроизводят в самостоятельной деятельности.
Творческие задания – один из любимых видов деятельности детей. Задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).
Двигательная деятельность детей проходила в форме физкультурных досугов подвижные игры с использование сказочных героев.
РОЛЬ РОДИТЕЛЯ.
Огромная роль, в духовно-нравственном воспитании детей принадлежит не только воспитателю и детскому саду, который посещает ребенок, но и семье. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу в доме. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, там он получает первые впечатления. Семья является значительным элементом в системе образования, где системообразующими основами являются обычаи и традиции. Поэтому, семейное чтение является самым доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности. Необходимо чтобы родители сами поддерживали духовные ценности. Потому что дети, как правило, подражают взрослым. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Наше безразличие может привести к тому, что, такие понятия как доброта, отзывчивость, великодушие могут оказаться незнакомыми нашим детям. Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В настоящее время русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой, мультфильмами по телевизору, играми на планшете. Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования. Для родителей я регулярно подготавливала различные консультации.
Заключение. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что роль сказки в воспитании ребёнка дошкольного возраста очень велика! Дети как никто иной проявляют тягу ко всему сказочному. Именно сказка способствует развитию эмоционального и нравственного опыта дошкольников, помогает оценивать свои поступки и переживать за поступки окружающих людей. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В сказку нужно поиграть - перевоплотиться, чтобы наиболее точным образом представить себе характер и поступки героев. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитания детей сказками довольно сложная.
Используемая литература:
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. Изд. М., Сфера, 2002.
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. Изд. М., 2008.
- Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик/Дошк. воспитание. 2005., № 4.
- Общительные сказки /Шорыгина Т. А. Изд. М., 2005г.
- Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. /Фесюкова Л. Б. Изд. М. Фолио, 1996.
- Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г. - Ты детям сказку расскажи / З. А. Гриценко Изд. Москва, 2003г.
- Интернет источники