Алмагуль Молдажанова
Воспитание нравственных качеств детей через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Молдажанова Алмагуль Сапарбековна
ГККП «Специальный детский сад № 26 города Павлодара для детей с нарушениями речи» г. Павлодар, Казахстан. Воспитатель
Для детей от 1 до 7 лет игра – важный фактор познания окружающего мира, освоение ролевых функций, психического развития личности, её социализации и подготовки к будущему. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из способов реализовать это требование является внедрение нравственного воспитания у детей дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание нравственных качеств детей через дидактические игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Потребность в использовании нравственного подхода с детьми дошкольного возраста не теряет своей актуальности и по сей день.
Потребность в этом объясняется целым рядом причин:
-Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия ;
- нравственное воспитание через дидактические игры развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
- использование дидактических игр в учебно – организованной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
- интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты, и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с дошкольного возраста, начальной школы);
- за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;
- воспитание нравственных качеств у детей дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагогов [1].
Таким образом, осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа занятий.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения [2].
Воспитание нравственного качества детей через дидактические игры – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [3].
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание – с помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, развивают речь детей, формируется правильное звукопроизношение, пополняется и активизируется словарь.
Технология интегрированного занятия в дошкольной организации позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий, например, прогулок и подвижных игр. Кроме того, это положительно отражается на мотивации к обучению, поскольку интегрированное занятие, помимо непосредственно подачи нового материала, предусматривает активное включение в него детей посредством элементов игры, которая, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника.
Целью воспитания нравственных качеств детей через дидактические игры является повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, желание улучшить образовательный процесс и эффективное использование дидактических игр в учебно – организованной деятельности.
К задачам нравственного воспитания для дошкольников относят [1] :
- формирование целостного восприятия окружающего мира;
- развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;
- приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;
- развитие творческих способностей.
На занятиях мы используем различные методы и приемы:
- Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
- Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
- Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Основные структурные элементы в игре: игровой замысел, сюжет или её содержание, игровые действия, роли, правила. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.
Требования к структуре игры [1] :
- Четкость, компетентность, сжатость учебного материала.
- Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
- Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемого на занятии.
- Систематичность и доступность изложения материала.
- Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
В структуру интегрированного занятия входит: вводная, основная и заключительная части.
1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации ранее усвоенной.
Таким образом, наибольший эффект в воспитании нравственных качеств детей через дидактические игры дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой дошкольных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1 Постоева Л. Д., Лукина Г. А. Воспитание нравственных качеств через дидактические игры для детей 4-6 лет. – М. : Книголюб, 2006. – 64 с.
2 Томашевская Л. В., Герц Е. Ю., Андрущенкова Е. В. Дидактические игры с детьми в период адаптации к детскому саду. – М. : «Детство-Пресс», 2010. – 96 с.
3 Сучаснезаняття в дошкiльному закладiза ред. Н. В. Гавриш. – Луганськ: Альма-матер, 2007. – 469 с.