Папки-передвижки

Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей 2–3 лет средствами пластилинографии

Лариса Денисова
Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей 2–3 лет средствами пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы

Значение лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности. Дети раннего возраста охотно вовлекаются в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым, который через различные способы и формы включает ребенка в освоение художественного опыта ; с другой стороны, дети пробуют себя в качестве художника-творца. Это требует от детей творческого воображения и осмысления действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника,а так же к получаемому продукту. Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, лепить, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности.

Публикация «Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей 2–3 лет средствами пластилинографии» размещена в разделах

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня:

«графия» - создавать, изображать, а первая половина слова

«пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности (размазывание с помощью пальчиков). Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

Мы разработали перспективный план по лепке, взяв за основу методику Е. А. Янушко, «Лепка с детьми раннего возраста», добавив из методики Лыковой И. А «Изобразительная деятельность в детском саду», Колдиной Д. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет».

Лепка является продуктивным видом деятельности, дающий зримый и осязаемый результаты. Полученный продукт можно увидеть самому, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений. Ведь в три года любой результат вполне удовлетворяет его. Для того чтобы не наступило разочарование и дети не отказались от рисования и лепки, необходимо сформировать у малышей элементарные умения и навыки, которые помогут им добиваться желаемого результата. У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит и хочет изобразить в рисунке или лепке. Возникновение такого желания и его реализация имеют большое значение для общего развития ребенка и развития его способностей в изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы не погубить, а сохранить и взрастить юные дарования, надо создать в группе все необходимые условия для самостоятельной деятельности малышей. В процессе свободной лепки дети доступными им средствами выразительности стремятся что-то изобразить. Из собственного опыта вы знаете, что рисовать или лепить даже взрослому человеку довольно трудно. Тем более это чрезвычайно сложно делать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо и т. п. Поэтому, какой бы продукт (рисунок, лепку) ни создал малыш, надо всегда помнить, что это стоило ему огромных усилий. А следовательно, его надо похвалить и с уважением отнестись к результату его нелегкого труда.

На занятиях дети знакомятся с пластичными материалами и их свойствами, учатся изготавливать пластилиновые картинки методами надавливания и размазывания, создавать простейшие объемные поделки, осваивают прием вдавливания. Занятия по лепке составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей раннего возраста. Использование художественного слова, игровых приемов, музыки позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей

Навыки работы с пластичными материалами усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. Мы заинтересовываем малышей, показываем, как нужно действовать. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий мы используем мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМОГО МАТЕРИАЛА

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

•долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

•в состав пластилина входят жировые компоненты, по этому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.

3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.

4. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

5. На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.

6. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.

В начале работы мы знакомим детей с пластическим материалом. Прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с пластичными материалами, дать возможность ощутить их фактуру, свойства.

Мы показываем детям, как надо разрезать пластилин. Разрезаем несколько пластилиновых брусков разных цветов на кусочки средней величины.

Предлагаем малышам выбрать кусочки пластилина. Показываем, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать, изменяя его форму. Даем детям возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук. (Занятия: «Спрячь шарик», «Вот такой пластилин!», «Покормим птиц» «Пластилиновая мозайка» и т. д.)

Освоение приемов размазывания и надавливания. На этих занятиях дети учатся создавать пластилиновые картинки с помощью приемов надавливания и размазывания. Такая методика работы с пластилином позволяет очень быстро создавать яркие пластилиновые картинки.

Для того чтобы дети усвоили эти навыки, необходима помощь взрослого.

Надавливание. В нужном месте на картон мы кладем небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм. Затем берем указательный пальчик правой руки ребенка, кладем его на шарик и своим указательным пальцем надавливаем сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка.

Размазывание. В нужном месте на картон кладем небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм, затем берем указательный палец правой руки ребенка, кладем его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливаем сверху, а потом, не уменьшая давления, оттягиваем палец малыша в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз и слева направо (для правой руки, справа налево (для левой руки).

По мере усвоения навыков создания пластилиновых картинок дети начинают самостоятельно скатывать шарики (1-3 шарика, размещать их на картинке, применять приемы надавливания и размазывания.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. (Занятия: «Мухомор» «Снег идет», «Яблоки», «Салют»)

Освоение приема вдавливания. Для создания картинок с помощью приема вдавливания используется основа, на которую наносится равномерный слой теста или пластилина.

Для вдавливания можно применять различные мелкие предметы: ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки и пр., а также различные материалы: крупы (горох, фасоль, гречка, пенопласт и др.

В начале работы с использованием описанного приема рекомендуется выбирать такие сюжеты, которые позволят располагать вдавливаемые детали в любой последовательности. Можно использовать самые разные сюжеты, близкие и понятные маленьким детям. Кроме того, выбор сюжетов зависит от материалов и предметов для вдавливания. которые имеются в наличии.

В дальнейшем мы выбираем сюжеты, требующие расположения деталей в определенном порядке или в определенной последовательности, что требует проведения специальной работы по развитию у детей пространственных представлений - понятий верх, низ, в центре, рядом, в углу и пр.

(Занятия: «Огород», «Бусы», «Гусеница» и т. д)

Лепка объемных фигур из теста и пластилина. На этих занятиях дети осваивают такие приемы лепки, как скатывание и раскатывание; учатся создавать поделки с применением освоенных приемов.

С детьми раннего возраста мы лепим простые по форме, знакомые малышам предметы (на основе шариков и колбасок). Необходимо, чтобы во время работы предмет (или муляж) был у детей перед глазами и они могли вспомнить его внешний вид. Перед началом работы помогаем детям определить форму, цвет предмета, выделить важные детали. Такие занятия можно разделить на следующие виды: 1) используется только прием скатывания,2) используется только прием раскатывания, 3) используются оба предыдущих приема, а так же прием разрезания. Чтобы навыки лучше усвоились,быстрее закрепились и не смешивались, обучение мы проводим поэтапно: сначала учим скатывать пластилин в колбаски, в дальнейшем сочетаем оба приема.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Определение интереса к изобразительной деятельности» Уважаемый родитель! Просим Вас принять участие в опросе на тему "Определение интереса к изобразительной деятельности». 1. Интересуетесь.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности в контексте наследия А. С. Макаренко Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Курсовая работа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Введение «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые.

Педагогическая концепция воспитателя ДОУ «Эстетическое воспитание детей средствами изобразительной деятельности». ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯЯ, Румянцева Юлия Николаевна– воспитатель МДОУ «Детский сад №22» д. Извара. В 2007г. Окончила факультет психологии.

Развитие у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности Пояснительная записка Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Понимая значение экспериментирования.

Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности в ДОУ Полноценное развитие дошкольников становится все более актуальной проблемой современности, и все большее значение для успешного интеллектуального.

Развитие воображения и мышления дошкольников средствами изобразительной деятельности В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных, поэтому я уделила большое внимание развитию воображения.

Тема самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театральной деятельности» Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной.

Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста. «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека» В. Г. Белинский. Вряд ли кто-то возьмётся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей 2–3 лет средствами пластилинографии
Опубликовано: 12 сентября 2015 в 05:47
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей 2–3 лет средствами пластилинографии» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Денисова (УИ 106206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД