Юлия Николаевна Румянцева
Педагогическая концепция воспитателя ДОУ «Эстетическое воспитание детей средствами изобразительной деятельности».
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Я, Румянцева Юлия Николаевна– воспитатель МДОУ «Детский сад №22» д. Извара.
В 2007г. Окончила факультет психологии и педагогики Ленинградского Государственного Университета имени А. С. Пушкина по специальности «педагогика и методика начального образования». В июне месяце этого же года устроилась работать в МДОУ «Детский сад № 22» на должность воспитателя, где и работаю по настоящее время.
Публикация «Педагогическая концепция воспитателя ДОУ „Эстетическое воспитание детей средствами изобразительной деятельности“,» размещена в разделах
Работа с детьми старшего и подготовительного возраста кажется мне наиболее интересной и увлекательной. Я долго думала, на что сделать основной упор в воспитании ребят. И пришла к выводу, что в последнее время стала актуальна проблема теории и практики эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного воспитания, то есть средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
В связи с этим тема моей будущей аттестационной работы звучит как «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности». Исходя из темы, передо мной были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное;
-воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
- Экспериментально проверить эффективность работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.
- расширить активный словарный запас детей.
Ведущими методами для решения поставленных задач являются показ, объяснение, наблюдение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.
Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать, учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
Опыт работы показал, что познавая красоту окружающего мира (природы, людей, находящегося рядом с тобой, ребенок начинает испытывать положительные эмоции, на основе которых возникает радость, восхищение, восторг, а также формируются образные представления. Что отражается в творчестве детей (лепке, рисовании, аппликации). Ведь восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме.
Исходя из вышесказанного, от своей работы мне хочется добиться следующих результатов:
- дети станут более наблюдательны и восприимчивы к искусству;
- усовершенствуются изобразительные навыки и умения;
- постепенно разовьется художественный вкус, что отразится в работах детей;
- речь станет более насыщенной и эмоциональной.
Выбранная мною тема, кажется интересной, поэтому я решила попробовать свои силы в районном конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года». Надеюсь, у меня получится!