Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности в контексте наследия А. С. Макаренко

Нина Остапенко
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности в контексте наследия А. С. Макаренко
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей, подростков и молодежи.

Вдумчивый и наблюдательный педагог А. С. Макаренко прекрасно сознавал, что детский коллектив, коллектив сверстников – это самая естественная среда, в которой возможно всестороннее и свободное развитие личности.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности в контексте наследия А, С, Макаренко» размещена в разделах

Ценности личности формируются в семье, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в дошкольном образовательном учреждении, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни. Ребёнок дошкольного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Идея А. С. Макаренко о том, что основой развития личности является деятельность, получила наиболее полное и разностороннее обоснование. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Для реализации программы духовно-нравственного воспитания включаем в воспитательно-образовательный процесс разнообразные театрализованные игры.

Поскольку духовно-нравственное воспитание предполагает усвоение ребенком нравственных ценностей, то данный процесс не может быть полноценным без опоры на эмоции и целенаправленное культивирование «высших чувств» : сопереживания, гордости, жалости, стыда и т. д. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу.

Тематика и содержите театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и находит место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания.

Художественная литература, особенно сказки, потешки, является для детей – дошкольников особой формой действительности – это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.

Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Являясь одной из форм сюжетно – ролевой игры, игра - драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является: во–первых, особой внутренней творческой деятельностью; во–вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.

Игра – драматизация – это такая деятельность, которая требует от ребенка перевоплощения в образ изображаемого персонажа, веры в правдоподобность разыгрываемого в действиях содержания сказки. Дети должны видеть его и в партнерах по игре, персонажах сказки с их нравами, характером, настроением, меняющимся по ходу развития действия. Для того, чтобы это произошло, каждый участник игры должен быть до предела выразителен: жесты, мимика, телодвижения, голос каждого ребенка должны говорить об эмоциональном состоянии каждого персонажа. Это делает создаваемые детьми образы яркими, значительными, выразительными. Важное значение имеет подбор артистов для исполнения ролей. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. Причем надо иметь ввиду, что от отрицательной роли такой ребенок может отказаться. Тогда нужно либо вызвать «добровольцев» на эту роль, либо взять ее самому, особенно в первых играх-драматизациях, когда у детей нет соответствующих навыков.

Работая над совершенствованием двигательных навыков, используем такие приемы, как показ движений, упражнение с одним ребенком, с целой группой. Давая словесное описание той картины, которую должен представить себе каждый ребенок, добиваемся более полной реализации роли, поощряем тех детей, которые более интересно выступали в своей роли. Затем подводим итог. Он является участником игры. Показывает, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения. В результате дети приобретают необходимые навыки для создания образа. У них появляется интерес к произведениям, особенно к сказкам и потешкам. Они более эмоционально проявляют свое отношение к героям.

Также детей учим сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства. Предлагаем упражнение: вести рассказ от первого лица и рассказать о себе: «Я маленький зайчик» и т. д.

В работе используем мимические этюды, - рассказы с помощью мимики и жестов. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуации, эмоциональная насыщенность; короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это свойственно сказкам. Самостоятельная деятельность, которая непременно развивается при этих условиях может обогатиться увлекательными играми с потешками.

Для дошкольников важнее понимание характера героя потешки, особенностей его поведения, эмоциональные отношения, нежели качественное, но заученное изображение его движений, обозначенных в тексте.

Развитие личности ребенка, как утверждает А. С. Макаренко, это не обычное движение по восходящей прямой, а движение, полное неожиданных переходов и тупиков, подъемов и спадов, противоречий, борьбы, - это диалектика самой жизни.

Список литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2005. – 310

2. Макаренко А. С. «Книга для родителей». М. «Просвещение», 1968

3. Расскажи мне сказку… : Лит. сказки для детей /cост. Э. И. Иванова. – М. :Просвещение, 1993. – 63с.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности в контексте наследия А. С. Макаренко
Опубликовано: 29 марта 2015 в 17:03
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности в контексте наследия А. С. Макаренко» (включая файлы) размещена пользователем Нина Остапенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД