Татьяна Меркулова
Воспитание дисциплинированности у дошкольников с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания дисциплинированности у дошкольников.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот ми, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоение морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определит, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческом миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Для формирования любого нравственного качества, в том числе и дисциплинированности, важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания :
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) +
+ (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?
При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.
Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие – патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.
В советское время основное внимание обращалось на воспитание таких нравственных качеств: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.
На современном этапе развития нашего общества конкретное наполнение многих нравственных качеств пересматривается и уточняется. Так, сегодня часто ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч).
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лисина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средства воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или перевоспитываем).
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание.
Так, Нечаева В. Г. выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания, хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму.
2. Анализ педагогического опыта по вопросу воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста.
В старшей группе нашего дошкольного отделения СКОШИ № 92 мы уделяем большое внимание воспитанию дисциплинированности наших воспитанников.
Как известно, к старшему дошкольному возрасту у дошкольников проявляется высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволенно, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребенка оценивать тот или иной поступок. Старший дошкольник способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как: «Мама будет недовольна. Значит, это нельзя»; «Не могу, папа не разрешит»; «Хотелось бы, но за это не похвалят».
В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни.
В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, доброжелательность, дисциплинированность, общительность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем.
Обычно люди быстро привыкают к положительным образцам социального взаимодействия и не считают нужным поощрять других за это. Мы считаем, что при работе с дошкольниками очень важно проявление с их стороны дисциплинированности, тактичности, коллективизма и т. д. оценивать как важнейшие достижения, подчеркивая, что с их помощью ребенок приобретает особый статус в группе.
Необходимо также отмечать связь положительных нравственных качеств детей с их успехами в той практической деятельности, которую они осваивают (на занятиях по развитию речи, спортивных занятиях и т. д.)
Что касается негативной оценки, то она, по моему мнению, требует очень осторожного и умелого применения в отношении детей дошкольного возраста. Так, на негативные формы поведения некоторых малышей можно и вовсе не обращать внимания (показав этим, что они не удостоены положительной оценки, либо отметить конкретные недостатки отдельных детей («Максиму помешала невнимательность», «Саше не удалось полностью собраться»). При этом важно обязательно выразить надежду на успехи этих детей в следующий раз, при условии, что сделать это они постараются сами. Использованием этого приема будет приучать детей к пониманию того, что результаты достигаются через самоорганизацию, собственные усилия человека.
Очень важно выбрать соответствующие методы и приемы воспитания дисциплинированности. Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией: на занятии ребенок ведет себя недисциплинированно, мешает всем заниматься. Предлагая детям оценить поведение данного ребенка, мы сталкиваемся со слишком строгим, а порой даже жестоким отношением детей к «нарушителю норм» : «Поставить его в угол», «Выгнать из детского сада»… Принимая во внимание детский максимализм, важно приучать детей быть более терпимыми друг к другу, а с «нарушителем» проводить индивидуальные беседы, убеждать в форме разъяснения.
Важное место воспитанию дисциплинированности отводится «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А.
В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, формирования умений дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей. Все это является началом воспитания сознательной дисциплины.
В программе сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса. Важно помнить, что залог успеха воспитательного процесса – в неразрывной связи с жизнью и трудом.
Эффективным средством нравственного воспитания является правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная художественная деятельность, если воспитатель активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.
Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, определенных нравственных качеств. Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы. Такой принцип изложения программных требований позволяет воспитателю. Наполнить нравственным сознанием разнообразную деятельность детей, организовать их повседневное общение, целенаправленно формируя у них нравственные качества.
Мы считаем, что как бы хороши ни были выбранные методы воспитания, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
- любой выбранный метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного;
- выбранный метод воспитания обязательно должен быть осуществимым, он требует логического завершения. Бывает, что взрослые используют по отношению к ребенку прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она, и не выполняют обещанного. Или, что часто бывает, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;
- методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию – от выбранного метода следует отказаться;
- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;
- преобладающими в нравственном воспитании дошкольников являются практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;
- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Нетрудно понять, насколько это способствует обогащению духовного мира ребенка. Решая данную задачу, мы тем самым создаем благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности. Помимо самостоятельной ценности, они необходимы еще и как основа для сопротивления дурному влиянию, с которым ребенок может встретиться. Ведь справедливость, честность, сдержанность, достоинство, дисциплинированность и другие нравственно-волевые качества эффективно противостоят аморальным качествам – хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лени. И хотя положительные моральные качества у ребенка еще недостаточно стойки, он уже способен делать первые шаги по пути самостоятельного нравственного выбора.
3. Выводы и педагогические рекомендации.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных нравственных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, дисциплинированность, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т. е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.
Определяя средства и методы воспитания дисциплинированности у детей дошкольного возраста очень важно руководствоваться принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Применение этого принципа на практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.
Определяя содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, будет ли воспитывать осознанное поведение.
Работу по развитию у дошкольников дисциплинированности как одного из важнейших нравственных качеств личности необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье. Это важно, поскольку успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности усилий работников дошкольного учреждения и родителей.
Таким образом, чтобы сформировалось любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением.
4. Список использованной литературы.
1. Воспитатели и родители (из опыта работы). Составители Загик Л. В., Иванова В. М. – М., 1985.
2. Дошкольная педагогика /под ред. Ядэшко В. И. и Сохина Ф. А. /. – М. : «Просвещение», 1988.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : «Академия», 2007, - 416 с.
4. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : «Педагогика», 1988. – 103 с.
5. Лейкина Б. С. Развитие и воспитание личности ребенка. – Л., 1973. – 42 с.
6. Меренков А., Буйлова А., Кленова Н. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе. //Дошкольное воспитание, 2001, №8.
7. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М. : «Просвещение», 1987. – 142 с.
8. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М. : «Просвещение», 1986. – 96 с.
9. Программа воспитания в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой. – М., 1987.
10. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1977.