Наталья Шерстнева
Конспект НОД в подготовительной группе «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: "Волшебное электричество"
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Образовательные: расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможность снять его с предметов; показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество;
Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, развивать самооценку;
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызывать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе;
Материалы к занятию:
Расчески по количеству детей, зеркала, воздушные шары по количеству детей, 2 воздушных шара на деревянных стойках, дверь в лабораторию, фонарик, ноутбук, герой Почемучка, схемы игры с человечками, орг., стекло, отрывок из мультфильма " Адибу", музыка
«Полет на воздушном шаре», музыка для физкультминутки «Почемучки».
Оборудование для опытов:
Опыт 1 Пластмассовые расчески по количеству детей, зеркала.
Опыт 2 Воздушные шарики 2 шт. на деревянных стойках.
Опыт3 «Танцующие человечки» (столы из орг. стекла, бумажные человечки по количеству детей).
Методические приё мы: игровой метод, художественное слово, экспериментирование.
Предварительная работа: Беседы на темы: «Электричество», «Электроприборы»; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы «Мое величество чудо электричество» Василий Стручков. Дидактическая игра «Четвертый лишний» «Чего не стало», Ребусы «Четвертый лишний» «Отгадай по первому звуку» «Что за слово спряталось». Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов. Уроки тетушки совы (безопасность).
Содержание образовательной деятельности
Дети заходят в группу здороваются.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько к нам пришло сегодня гостей. Давайте мы возьмемся за руки и покажем, как мы умеем встречать гостей.
Приветствие
По дорожке мы шагаем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце! Поднимают руки вверх.
Здравствуй, речка! Опускают руки и плавно водят или перед собой
вправо влево.
Здравствуй, белая овечка! Прикладывают кулачки к голове «рога»
Здравствуй, козлик! Прикладывают указательные пальцы к голове.
Здравствуй, стриж! Взмахивают кистями, как крыльями.
Здравствуй, заинька-малыш! Приставляют ладони к голове, делают ушки.
Здравствуйте, мои друзья! Поднимают руки вверх, и приветственно машут ею.
Очень рад всех видеть я! Прижимают руки к груди и вытягивают их вперед
(Звучит музыка.)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, наверно к нам еще кто-то спешит в гости.
Почемучка: Здравствуйте. Ребята я не опоздал? Разрешите представиться. Меня зовут Почемучка. Я все время задаю вопрос «Почему?». Поэтому меня так прозвали Почемучка.
Воспитатель: Почемучка, почему ты такой растрепанный, что с твоими волосами?
Почемучка: Я сам не знаю. Я собирался к вам в гости и стал причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться, почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у почемучки с волосами?
(Дети выдвигают гипотезы, что могло произойти).
Воспитатель: Как мы можем проверить наши предположения?
(Дети выдвигают гипотезы.) Это может быть и компьютер, и могут спросить у взрослых и т д)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лабораторию к Деду. Знаю. А отправимся мы туда на воздушном шаре. В полете нам пригодится фонарь. Занимайте свои места в корзине воздушного шара и полетели.
(Играет музыка «Полет на воздушном шаре»).
Воспитатель: Я вижу лабораторию Деда. Зная. Идем на посадку. Вот мы и прилетели.
(В ГРУППЕ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ СВЕТ)
Воспитатель: Ой, что-то случилось. Как темно. Что же делать ничего не видно.
Дети должны вспомнить, что мы с собой взяли фонарик. Если, не вспоминают, воспитатель говорит, что у них с собою есть фонарь.
(ЗАЖИГАЮ ФОНАРЬ)
Воспитатель: Здесь объявление. Что здесь написано?
(Дети пробуют прочитать, воспитатель помогает)
ОБЪЯВЛЕНИЕ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗАКРЫТА. НЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
Воспитатель: Откуда поступает электричество к нам в дома?
Дети: С электростанции.
Воспитатель: Как электричество попадает к нам в дома?
Дети: По проводам.
Воспитатель: Где в каждом доме живет электричество?
Дети: В розетках, электрощитах.
Воспитатель: Можно, ли увидеть ток?
Дети: Ток увидеть нельзя.
Воспитатель: Давайте встанем полукругом фонарик я поставлю на середину, и вспомним, как электричество приходит к нам в дома.
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принес.
(Дети стоят полукругом и приседают на каждое слово, дойдя до воспитателя, на последних словах в группе включается свет).
Воспитатель: Вот теперь мы можем пройти в нашу лабораторию.
(ОТКРЫВАЮ ДВЕРЬ ДЕТЯМ)
Дед Знай: Здравствуйте, ребята. Проходите. Кем мы с вами становимся, когда заходим в лабораторию
Дети: Мы становимся учеными.
Дед Знай. А ученые в лаборатории работают в белых халатах. Проходите и надевайте халаты. Садитесь за столы. Не забывайте о правилах поведения в
лаборатории. Они обозначены в виде схемы у вас на столах.
Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в
Дети: Чтобы помочь Почемучке разобраться, почему у него торчат волосы в разные стороны.
Опыт №1
Дед Знай
-У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой.
- Возьмите расческу и поднесите ее к волосам.
- Что происходит с волосами? (Ничего)
- А теперь хорошо причешитесь расческой.
- Что вы видите? (Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).
Воспитатель: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней?
(ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТИЗЫ.)
Дед Знай: После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой о волосы, там образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в результате долгого трения одного предмета о другой. Но это происходит не со всеми предметами. Статическое электричество, живет повсюду
Воспитатель: Теперь мы с вами выяснили, из-за чего у Почемучки волосы торчат в разные стороны.
Воспитатель: Почему?
Дети: В волосах образовалось статическое электричество.
Воспитатель: А как оно там образовалось?
Дети: Он причесал, т. е. потер расческой о волосы.
Воспитатель: Как же помочь Почемучки избавиться от статического электричества?
(ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТИЗЫ)
Дед Знай: Я вам немного помогу. Я расскажу вам сказку о двух друзьях воздушных шарах, которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству жила, злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей, и все время пыталась их поссорить. Она рассказывала им друг про друга разные небылицы, и, подлизываясь к ним, потирала их круглые бока, заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались, друг с другом они отталкивались друг от друга. Но Фее Капельке, которая с ними дружила, это не нравилось. И она решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась и побрызгала на них своими капельками. Капельки попали на шарики, и прогнали статическое электричество, и шарики опять стали друзьями и старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку.
(Во время рассказа сказки Дедом Знаем проводится опыт №2 с двумя шарами на стойках)
Воспитатель: Интересная сказка? Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей?
Дети: Терлась об их круглые бока.
Воспитатель: Чем заряжала шарики тряпочка, когда терлась, об их круглые бока?
Дети: Статическим электричеством.
Воспитатель: Что происходило с шариками, когда она заряжала их статическим электричеством?
Дети: Они отталкивались друг от друга.
Воспитатель: Кто помог шарикам помериться?
Дети: Фея Капелька.
Воспитатель: Что Фея капелька сделала?
Дети: Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество.
Воспитатель: Что после этого произошло с шариками?
Дети: Они померились.
Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать. Как помочь Почемучке прогнать статическое электричество.
Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка (под музыку)
Почемучки, почемучки - любознательный народ
(Наклоны головы вправо влево, и наклоны вправо и влево)
Почемучка почемучкам все вопросы задает.
(Наклоны головы вправо влево, шепчут вправо и влево)
Почему на небе солнце
(Рисуют Солнце правой рукой)
Почему вокруг трава,
(Наклон вниз кистями рук гладят травку)
Почему дельфин не тонет,
(Выполняют волнообразные движения рукой)
И зачем быку рога.
(Прикладывают указательные пальцы к голове).
И зачем? И зачем? И зачем быку рога?
(Пожимают плечами и показывают указательными пальцами рога)
И зачем? И зачем? И зачем быку рога?
(Пожимают плечами и показывают указательными пальцами рога)
Воспитатель: Как вы думаете в природе можно встретить статическое электричество?
(ДЕТИ ВЫДВИГПЮТ ГИПОТИЗЫ)
Воспитатель: Где мы можем проверить нашу информацию.
Дети: спросить у взрослых, в интернете.
Дед Знай: Давайте обратимся к нашему компьютеру Мультфильм. Адибу
Воспитатель: Скажите, где в природе можно встретить статическое электричество?
Дети: Во время грозы.
Воспитатель: Гроза опасна для человека?
Дети: Гроза опасна для человека.
Дед Знай: Статическое электричество не всегда бывает опасным. С ним можно интересно поиграть. Если его поймать в небольшом количестве. Опыт№3. Перед вами лежат схемы, которые помогут вам в вашей игре. Давайте рассмотрим нашу схему. Что, сначала надо сделать? (Разложить человечков на столе). Второе действие. (Взять стекло). Затем, что делаем (Берем синтетическую тряпочку и натираем сверху стекло). Попробуйте поймать статическое электричество и поиграть с ним самостоятельно.
Воспитатель: Что, произошло с человечками? (Зашевелились)
Воспитатель: Почему, они зашевелились? (На стекле образовалось статическое электричество)
Воспитатель: Наше время пребывания в Лаборатории Деда Зная заканчивается. Приведите в порядок свои рабочие места. Нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с Дедом Знаем. Дети: До свидание.
Воспитатель: Занимайте свои места в корзине. (Под музыку дети летят домой)
Воспитатель: Вот мы и дома.
Почемучка: Ребята, я так рад вас видеть. Вы узнали, почему мои волосы меня не слушаются и что мне с ними делать.
Дети: Смочить расческу водой убрать статическое электричество с расчески.
Почемучка: Спасибо вам ребята. Побегу скорей домой и по брызгаю водой свои волосы. А на память от меня примите подарки. До свидания ребята.
Почемучка показывает шкатулку, где лежат шарики, воспитатель берет шкатулку.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями. А теперь аккуратно каждый из коробки возьмет себе подарок.