Татьяна Суханова
Конспект ОД по экспериментированию «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Программное содержание: закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности; развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.
Публикация «Конспект ОД по экспериментированию „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Словарная работа: активизация в словаре названий качественных характеристик соли (сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды)
Материал и оборудование:
демонстрационное – интерактивное оборудование
раздаточное – тарелочки с солью, увеличительные стекла (на каждого ребёнка, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки
Предварительная работа: рассматривание картинок и презентаций, беседа о добыче соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок, рассматривание соли
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие
• социально-коммуникативное развитие
• художественно-эстетическое развитие
Методы и приё мы:
• методы формирования новых знаний и способов деятельности - объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (беседа с детьми, объяснение, просмотр презентации, выполнение украшения рисунка по инструкции, исследовательский метод (опыты с солью)
• методы организации деятельности детей
методы взаимной деятельности педагога и детей (опыты с солью, динамическая пауза)
методы самостоятельной деятельности детей (выполнение украшения рисунка)
• методы контроля и самоконтроля –опыты, выполнение украшения рисунка, устный опрос (рефлексия)
• методы формирования личностных результатов (воспитательные) –
стараться правильно выполнить инструкцию, чтобы опыт получился, и получить радость от процесса экспериментирования
Технологии:
• технология познавательно-исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационная технология
• игровая технология
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй, небо (руки вверх)
Здравствуй, земля (приседают)
Здравствуйте, мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вместе будем мы играть. (беремся за руки)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами будем учеными, которые проводят опыты.
А вот с каким материалом мы будем проводить опыты, вы должны отгадать. Загадывает загадку про соль :
На столе стоит всегда,
Внешне белая она.
И на вкус не вкусна,
Но в пищу – каждому нужна.
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая).
Смотрим презентацию про соль.
- Сегодня мы будем проводить опыты с мелкой солью, но с начало давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Вспоминаем, что нельзя делать в лаборатории. А теперь давайте с вами пройдём к столу, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в розеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Давайте пройдём с вами к другому столу.
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
Ребята, а еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
Динамическая пауза.
Море очень широко (руки в сторону)
Море очень глубоко. (дети приседают)
Рыбки там живут, друзья, (движение «рыбка»)
А вот воду пить нельзя. (руки в сторону, плечи приподняв)
Мы немножко искупнёмся («плаваем»)
И назад домой вернёмся. (шагаем)
Дети садятся на стульчики.
А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).
Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Ребята, давайте теперь посмотрим, что произошло со льдом. Правильно, соль помогла льду растаять, вот поэтому зимой дорожки посыпают солью, чтобы мы не падали.
Воспитатель:
- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение «Берёза», которое написал
С. Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель:
- Ребята, вы заметили как красиво С. Есенин описал березку.
Cейчас зима, на деревьях нет листьев, но березка принакрылась снегом точно серебром. Ребята, мы с вами уже нарисовали берёзку, давайте сегодня наши берёзки тоже попробуем украсить серебром. Ребята, а скажите пожалуйста, как можно изобразить серебро на берёзке?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребята, а я хочу вам предложить серебро изобразить при помощи соли.
Мы сегодня узнали, что соль - это кристалл и снег тоже кристалл. Снег на солнце искрится, и соль на наших рисунках тоже будет как серебро искриться. У вас на столе стоят баночки с клеем, и сейчас мы с вами нанесём кисточкой клей на ветки берёзы, и пока клей не высох, нужно посыпать солью и дать чуть-чуть высохнуть. Лишнюю соль убираем с рисунка. Ветки получаются как будто покрытые «снегом». Около корней дерева несколькими мазками наносим клей ПВА. На клей сыпем соль.
Лишнюю соль убираем. У нас получились «сугробы».
Вот такая березка, укутанная серебром, у нас получилась. А кто мне скажет, с помощью чего у нас получилось нанести серебро на берёзку? А как мы это делали?
Рефлексия
- Ребята, про что мы сегодня говорили? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось? Рассказы детей.
Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали.