Людмила Ларина
Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения по ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детской личности является актуальной проблемой современной
педагогики и психологии.
Дошкольное детство важнейший период становления личности, когда
формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.
Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.
Публикация «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения по ФГОС до» размещена в разделах
Преодолеть разного рода трудности ребёнку легче в игре.
Игра – один тех видов детской деятельности, которые используются
взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. – Это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Высоко оценивая роль игры, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное
значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба, каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Следует различать между собой понятия отношения и взаимоотношения.
Отношение – это позиция личности ко всему, что её окружает, и к самой себе.
Человек по-разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – это не психические процессы, которые выражают отношения человека, его
позицию.
Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция
личности по отношению к общности.
Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Уже в средней группе
детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих товарищей, а другие менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.
Социальное развитие – это процесс приспособления ребёнка к социальной
действительности (миру людей, передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством.
В детском коллективе, как и в любом другом неизбежны конфликтные ситуации. Дети дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.
Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди
воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.
Человек существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в
коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами это залог будущей успешной жизни.
Направляя игру, воспитатель учит детей простейшим нравственным нормам,
становится регулятором коллективных взаимоотношений, помогает справедливо решать возникающие споры и повышает моральный уровень детского поведения. Такая психическая почва создаётся лишь путём специально организованной практики взаимоотношений детей в процессе, как игры, так и других видов деятельности. В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, дети приобретают положительный социальный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как начинают отчётливо осознавать высокие моральные принципы. В педагогическом руководстве игрой главным принципом
считается сочетание руководства взрослых с творчеством и самодеятельностью самих детей. Дети могут самостоятельно выбирать игру, переходить от одной игры к другой. Самостоятельная игра, где дошкольники вступают в разнообразные контакты между собой по собственной инициативе, где они имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами партнёров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно участвовать в образовательном процессе. Поэтому параметры социальной ситуации развития воспитанников – это важнейшие показатели эффективности воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения. Вот почему важно использовать игру в широких воспитательных целях как форму организации совместной жизни и деятельности детей.
Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание личности. Педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора детской деятельности. Именно эту роль А. С. Макаренко считал важнейшей и специфической для воспитательного процесса. Чтобы правильно организовать руководство играми, совместной деятельностью детей со взрослыми и/или сверстниками воспитатель должен изучить и уровень развития своих детей, учесть их возрастные особенности. Необходимо составить перспективный план развития разных видов деятельности с детьми в месяц, год, указав темы, объём и
пути их развития.
Стиль взаимоотношения воспитателя с детьми.
Отношение ребёнка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подаёт детям своим поведением, ребёнок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Наиболее ярко эти образцы про-являются в формах организации образовательного процесса, которые воспитатель использует в своей работе.
Очень плохо на детях сказывается частая смена воспитателей. В этой ситуации вместе с воспитателем меняются требования и нормы поведения в группе, и социальное развитие начинает протекать стихийно.
Показателем социального развития является социальная компетентность –
сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими. Один из наиболее значимых навыков, необходимых ребёнку для нормального развития, навык сотрудничества.
Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнёров.
Задачи этого направления:
воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников;
помощь в осуществлении своих прав каждым ребёнком в кругу сверстников.
Одна из задач педагога – создание благоприятных условий в ДОУ для развития ребёнка.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.
1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей : привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
3. Распределяйте между воспитанниками поручения.
4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.