Любовь Филонова
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное мероприятие по русскому языку, 4 класс.
Цель: прививать интерес к родному языку, коммуникативность, умение работать в группе.
Оборудование: конверты с квадратиками желтого и красного цвета; магнитофон; жетоны оранжевого и синего цвета; слово «ТРАНСПОРТ»; рисунки на альбомных листах: на первом листе нарисованы большой и маленький хвосты, на втором - рыба, человек; отрывки из рассказов для изображения «немой сценки»; высказывания о русском языке; листы для жюри.
(Выходят дети и читают стихи, каждый по две строчки)
Грамматика, грамматика —
Публикация «Внеклассное мероприятие по русскому языку в 4 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь!
Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи.
А приставки и частицы —
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников.
Ты к себе их приручи,
Их привычки изучи!
Сколько правил! Сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Все вместе:
Будь внимательным, и только!
Все запомнишь, все поймешь.
Ведущий: Ребята, вы уже заканчиваете четвертый класс, начальную школу. За эти четыре года вы многому научились, многое узнали. Сегодня вам предоставляется возможность блеснуть вашими знаниями по русскому языку. Постарайтесь быть внимательными, сосредоточенными, вспомните правила, которые изучили. Потому что мы с вами будем играть в КВН, покажем, какие мы прекрасные знатоки русского языка. Для этого нам нужно создать две команды. В команды попадут те из вас, которые первыми верно ответят на все мои вопросы. Каждый отвечает только один раз. Кто дает правильный ответ, получает жетон оранжевого или синего цвета, они и будут пропуском в команду. Остальные станут болельщиками.
Вопросы:
Какая часть слова самая главная? (Корень)
У какой части речи суффикс может стоять после окончания? (У глаголов)
Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв)
Сколько гласных звуков в русской речи? (6 звуков)
Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласных перед гласными буквами и, е, ё, ю, я)
Когда пишется разделительный твердый знак? (После приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед буквами е, ё. ю, я)
Какие слова называются синонимами? (Близкие по значению, но разные по звучанию и написанию)
Какие слова называют антонимами? (Противоположные по значению)
Какие слова в русском языке называются однокоренными?
С помощью каких частей слова образуются слова других частей речи?
Что называется спряжением?
Что называется склонением?
Как образовать начальную форму имени прилагательного?
Как образовать начальную форму глагола? (Поставить глагол в неопределенной форме)
Ведущий: У нас образовались две команды: первая команда — те, у кого оранжевые жетоны, вторая — те, у кого синие жетоны. Члены жюри — учителя, которые будут вас учить в пятом классе. А пока посовещайтесь, выберите капитана, придумайте название команды и девиз.
Разминка: «Назовите одним словом»
Болтливый человек —. (болтун).
Ленивый человек —. (лентяй).
Храбрый человек —. (храбрец).
Мудрый человек -. (мудрец).
Богатый человек —. (богач).
Грубый человек —. (грубиян).
Сильный человек —. (силач).
Веселый человек —. (весельчак).
Конкурсы
1. Поставьте правильно ударение:
1-я команда
Портфель
Случай
Статуя
Магазин
Красивее
Звонит
Шофёр
2-я команда
Алфавит
Средство
Столяр
Библиотека
Баловать
Километр
Повторим
2. Вставьте пропущенные буквы в словах, где они нужны.
3. (По одному игроку из каждой команды выходят к доске и вставляют пропущенные буквы)
1-я команда
чудес. ный
мес…ность
гла. кий
но. Ки
по. писать
об…явление
тр. пинка
к. ртофель
2-я команда
прекрас. ный
трос. ник
сколь. кий
ло. ки
о. дать
сн. жинка
м. рковь
(В это время проводятся конкурсы для болельщиков)
4. Произнесите отгадку орфоэпически, то есть четко и правильно, так как пишется.
Как называется игра на льду, в процессе которой игроки бегают на коньках за шайбой? (Хок — кей)
Дорога, обсаженная деревьями с обеих сторон. (Ал — лея)
Место, где продают билеты в кино, театр, цирк. (Касс — са)
человек, который совершает поездку на любом виде транспорта. (Пас — са — жир)
Дорога, покрытая асфальтом, соединяет населенные пункты. (Шос — сё)
Комната в школе, в которой учатся дети. (Класс)
5. Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв в словах.
1-я команда:
Юла —. (3буквы, 4звука).
Коньки —. (6букв, 5звуков).
Солнце —. (6букв, 5звуков).
2-я команда:
Ёж —. (2 буквы, 3звука).
Деньки —. (6букв, 5звуков).
Сердце —. (6букв, 5звуков).
(Музыкальная пауза)
6. Из букв слова «ТРАНСПОРТ» нужно составить как можно больше новых слов.
(Спорт, порт, трос, пост, транс, торт, стоп, сорт, наст, нос, сон, рот, спор, пот, сор, рост, рапорт, старт, тропа, сноп, роса, сатрап)
7. Предлагается рифма, нужно сочинить четверостишие.
1-я команда:
. солнце
. оконце
. привет
. кабинет
(Дети могут предложить несколько вариантов четверостиший. Пример одного из них:
Веселое летнее солнце
Заглянуло к Маше в оконце.
Она этот веселый привет
Несет в папин большой кабинет. (М. Жиренко)
2-я команда:
. не спешу
. пишу
. в тетрадь
. пять
( Пример:
Закончить уроки я не спешу.
Я упорно слова пишу
В опрятную свою тетрадь,
Хочу получить отметку «пять». (М. Жиренко)
8. Кто в лесу живет?
Поочередно вспомните и назовите сказки, в которых одно из действующих лиц - медведь.
9. Конкурс «Веселая белка».
За 1 минуту должны подобрать и записать как можно больше слов, обозначающих действия белочки.
(Музыкальная пауза)
10. Конкурс капитанов.
— Здесь вывешены два рисунка. Сейчас я сразу проговорю оба задания. А вы письменно ответите на поставленный вопрос.
(Показывает капитану первой команды рисунок с хвостами, большим и маленьким)
— Как из этого предмета получили этот предмет? ( Два способа: чтобы получить маленький хвостик, надо к слову «ХВОСТ» прибавить суффикс —ИК, и наоборот, чтобы получить большой «хвост», нужно убрать у слова хвостик суффикс —ИК)
(Показывает второй рисунок другому капитану)
— Как из этого предмета получить вот этот предмет? (Кслову «рыба» добавить суффикс —К, получится слово «РЫБАК», и наоборот)
11. Составьте слово по названным частям речи.
1-я команда
Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелет», суффикс в слове «грибок», окончание, как у слова «волк». (Перелесок)
2-я команда
Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать» суффикс в слове «лесник», окончание, как у слова «заяц». (Подорожник) ’
12. Конкурс «Части речи» (Выходят дети и читают стихи, члены команды называют часть речи.
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена. (Местоимение)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Прилагательное)
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Существительное)
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду - все в действие придет. (Глагол)
13. Творческое задание. Молча изобразить, проинсценировать отрывки, которые учитель прочитает из детских художественных книг. Команда-соперница должна определить название рассказа и автора.
14. Раскрыть скобки
Язык (до) Киева (до) ведет.
Хорошее слово (до) сердца (do) йдет.
(Музыкальная пауза)
15. К данным группам слов подберите и добавьте после них такое слово, чтобы получилось новое слово.
1-я команда
Мыло, стекло. (Добавить можно слово «вар» : мыловар, стекловар)
Град, кон, тон, яр. (Добавить можно слово «ус» : градус, конус, тонус, ярус)
2-я команда
Гриф, пост, штаб. (Добавить можно слово «ель» : грифель, постель, штабель)
16. Какое существительное можно присоединить к словам «тать», «покой», «корь», «вой», чтобы превратить их в глаголы? (Это слово — «ус» : устать, успокой, ускорь, усвой)
17. Какое слово превращает глаголы «стой», «мыл», «лёг», «жал» в имена прилагательные? (Слово «кий» : стойкий, мылкий, лёгкий, жалкий)
18. Вспомните слова, которые при чтении слева направо, так и в обратном чтении имели бы следующее значение:
Прибыль —. (доход).
Повар на корабле —. (кок).
Огнестрельное оружие —. (наган).
Шелковица —. (тут).
Палатка из веток или соломы —. (шалаш).
19. Назовите слова, которые имели бы следующие значения.
1-я команда
При чтении слева направо - это лиственное растение, а при чтении справа налево — это правильный шестигранник, все грани которого — квадраты. (Бук — куб)
Прибор для определения моря, а наоборот — взрывчатое вещество. (Лот — тол)
Узкая горная или лесная дорога, а наоборот — сорт яблок. (Тропа — апорт)
2-я команда
При чтении слева направо — это нестройный гул голосов, шум, а при чтении справа налево — это волшебник, фокусник. (Гам — маг)
Место для молотьбы, а наоборот — домашнее животное. (Ток — кот)
Кушанье из мелко нарезанного мяса или рыбы с овощами и острой приправой, а наоборот — отравление удушливым газом, получающимся при неполном сгорании углерода. (Рагу — угар)
Учитель: Подошло время подвести окончательные результаты нашего познавательного КВН, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.
«Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть». Так писал Максим Горький. Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».