Пурклова Наталья Сергеевна
Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Пурклова Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ "Золотонивская СШ "
1. Тема урока. Род и число имён прилагательных.
2. УМК "Школа России"
3. Предмет: Русский язык.
4. Класс 4
5. Тип урока : обобщение и систематизация знаний.
6. Представление о результатах:
Публикация «Урок по русскому языку „Род и число имён прилагательных“ в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Личностные: проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка.
Метапредметные:
Познавательные :проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.
Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные :понимать прочитанное ;выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы ;отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила этикета.
Предметные :познакомить учащихся с родовыми окончаниями имён прилагательных
;учить различать прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.
Управления деятельности учителя Деятельность учащегося
1. Самоопределение к деятельности
Цель: формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного.
Приветствие: Внимание! Проверь, дружок,
(орг. м.) Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Учащиеся приветствуют гостей и друг друга.
Актуализация знаний и мотивация.
Цель :Воспроизвести ЗУН, доступные для построения нового способа действия. Активизировать мыслительные процессы. Определение границ знания и незнания.
(Повторение)-Какие слова называют синонимами?
-Какие слова называют антонимами?
Выделите среди данных имён прилагательных синонимы и антонимы.
-Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным и подчеркните его. (из предложенных)
Поменяйтесь тетрадями и оцените работу. (Правильно ли подчёркнуто и найдено имя прилагательное) по критериям + -! Зачитывают пары синонимов.
Сообразительный -смекалистый, грустный - печальный,ароматный -душистый.
Зачитывают пары антонимов.
Грустный -радостный, маленький - большой, узкий - широкий.
Составляют предложение, выделяют имя прилагательное.
Меняются тетрадями и проводят взаимоконтроль по критериям.
Постановка учебной задачи.
Цель: формирование умения определять и формулировать познавательную цель и тему для изучения. (самостоятельно или в совместной деятельности учителя.)
-Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдёт разговор.
Я словно ищу,необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое,очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Ещё называют его. (Имя прилагательное)
-Прочитайте тему урока.
-Определите цели урока, используя опорные слова.
-Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.
-Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным.
-Сегодня на уроке мы уточним понятия "род" и "число"; научимся определять род и число имен прилагательных.
--Чтобы получить новые знания,надо трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других.
Решение учебной задачи.
Цель: Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию новых знаний,понятия, правила. способа деятельности.
Организует работу по теме урока.
-Чтение отрывка из песни.
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют.
- Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?
- Что происходит с прилагательным "оранжевый?
-С чем это связано?
-Послушайте сказку "Скромные просители" и ответьте на вопрос : с какой частью речи связаны имена прилагательные?
(Чтение сказки)
-Почему же прилагательные связаны именно с именами существительными? (В самом названии " имя прилагательное " уже содержится намёк на то, что слово этой части речи должно к чему - то " прилагаться ", присоединяться.)
-Какие признаки берут они у имени существительного? Проведём исследование.
-Подставьте имя прилагательное " вкусный" к именам существительным ж. р., м. р. ,ср. р. и множественного числа.
Вкусный арбуз (какой? м. р., вкусная груша (какая? ж. р., вкусное яблоко (какое?с. р. ,вкусные фрукты (какие? мн. ч.) Анализируют формулировку правила, данную в учебнике.
-У имени прилагательного " оранжевый" изменяется окончание. поскольку это имя согласуется в тексте с разными именами существительными.
Слушают сказку и отвечают на вопрос.
-Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.
Ответы учащихся.
Подставляют данные прилагательные к именам существительным разного рода и числа.
Вывод: признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слова может быть в форме мужского, женского, среднего и форме множественного числа.
Первичное закрепление.
Цель: формирование и развитие ЦО к умению выполнять задания по алгоритму.
Работа по учебнику. упр. 8 (Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.
-на какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые,-ие?В каком числе они употребляются?
-Приведите примеры имён прилагательных в этом числе. Запишите.
Выделите окончания.
Оцените свою работу по лесенке (п- правильность, А- аккуратность и С- самостоятельность)
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Делают выводы.
-Имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие, отвечают на вопрос какие?. Они употребляются во множественном числе.
Приводят примеры и записывают слова во множественном числе.
Оценивают работу.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.
Работа в печатных рабочих тетрадях. (упр. 8)
-Прочитайте. Допишите окончания имён прилагательных.
-Укажите род имён прилагательных. Устно составьте предложение с любым из слов. Выполняют задание. Составляют предложение. и делают самопроверку. + - !
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока.
-Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. (оценивают полосками зелёная - всё умею и понятно, жёлтая - надо поработать ещё и красная -стоп, нужна помощь.)
Оформляют знания, полученные на уроке, повторяют алгоритм действий, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
--Имена прилагательные "прилагаются ", присоединяются к имени существительному.
-Согласование.
-Имена прилагательные изменяются по родам и числам.
Знаешь ли ты что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Умеешь ты определять род и число имени прилагательного?
Работал ли ты с удовольствием на уроке?
-Вот и подходит к завершению наш урок.
-Почему прилагательные называются именно так?
-Как называется связь в русском языке, когда прилагательные принимают те же формы, что и существительное, к которому оно
относится?
-Что нового вы узнали об имени прилагательном?
Домашнее задание.
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи
Выполнения упражнения.
-Выполнить задание 10 в рабочей тетради, упражнение 11 в учебнике. Внимательно слушают и записывают домашнее задание.