Елена Попереко
Внедрение здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
Автор: Попереко Елена Анатольевна
1. Приветствие. Упражнение для настройки на рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально - ритмические движения, логоритмические упражнения.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.
Публикация «Внедрение здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Примеры элементов логоритмики на музыкальных занятиях.
Песня с движениями «Колыбельная»( 1,2 мл. группы)
Использую в играх-драматизациях,
заключительное упражнение на релаксацию.
Ой, люли - люшенки, Кладут руку на руку
Баиньки - баюшеньки. и покачивают ими.
Сладко спи по ночам
Да расти по часам. Поднимают руки вверх.
Музыкальный руководитель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной (диск «Колыбельные»). Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.
Стихотворение с движениями «Падает снежок» (ср. гр)
Использую в музыкально - ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем, на праздниках и развлечениях (Новый год, по следам праздника) для вовлечения всех детей в ход действия.
Падает снежок, Поднимают руки вверх и
Белый холодок, медленно опускают их,
И летят снежинки на дорожку. делая мягкие взмахи кистями-
Милый мой дружок, Вытягивают вперед то одну
Маленький дружок, руку, то другую.
Подставляй скорее ты ладошки.
Вращают кистями рук.
Пусть летает снег,
Пусть летает снег, Вращают кистями рук.
В воздухе кружится и порхает,
поворачивают ладони
А как на ладошки
Наши упадет, то вверх, то вниз.
Сразу тот снежок растает. Прижимают ладони друг к другу на последнем слове.
Упражнение «Как мы ухаживаем за огородом»
на координацию речи с движениями под музыку (ст., подг. группа)
Использую в музыкально - ритмических движениях и играх – драматизациях и в дальнейшем: на праздниках и развлечениях (осенний праздник) для вовлечения всех детей в ход действия.
(Можно выполнять под мелодию «Как у наших у ворот»р. н. п.)
Хором: Огород у нас в порядке —
Мы весной вскопали грядки.
(Имитировать работу с лопатой)
Мы пололи огород.
(Наклониться или присесть, достать руками пол)
Поливали огород. (Покачиваться вперед—назад)
В лунках маленьких не густо посадили мы капусту.
(Присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь.
(Медленно подяться, руки на поясе,
повороты туловища вправо — влево)
А сейчас ей тесно белой,
Говорит: — Посторонись!
(Ноги на ширине плеч, топнуть ногой в конце фразы)
Применение пальчиковых игр.
Применяю в качестве физминуток во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Пароход», «Капитан» при разучивании репертуара ко Дню защитника Отечества, «Теремок»- к Новому году и пр.). Сложные упражнения мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся. На одном занятии мы обычно повторяем какое-либо хорошо разученное упражнение и работаем над новым
ПАРОХОД – 1,2 младшие группы
Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка. Пых – пых
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты,
большие пальцы подняты вверх)
КАПИТАН – средняя группа
Я плыву на лодке белой,
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо - страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Пальчиковая сказка «Теремок» - старшая и подг. гр.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, высок.
Как по полю, полю мышка бежит,
у дверей остановилась и стучит:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Ну, а мышке в ответ - тишина.
Поселилась тогда в домике она.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, высок.
Как по полю лягушка бежит,
у дверей остановилась и стучит:
Лягушка: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Мышка: Я, Мышка, в доме живу,
Пирожки с малиной жую.
Аты кто?
Лягушка: Я Лягушка, Я Лягушка,
Я умею петь частушки!
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, высок.
Как по полю, полю Зайка бежит,
у дверей остановился и стучит:
Зайка: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Мышка: Я, Мышка, пирожки жую,
Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. А ты кто?
Зайка: Я Серый Зайка –
На дудочке играй-ка!
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, высок.
Как по полю Лисичка бежит,
у дверей остановилась и стучит:
Лисичка:
Кто, кто в теремочке живет? Кто,
кто в не высоком живет?
Мышка:Я, Мышка, пирожки жую,
Лягушка:Я, Лягушка, частушки пою.
Зайка: Я Серый Зайка-
На дудочке играй-ка!
А ты кто?
Я красавица Лисичка,
Всем свяжу я рукавички!
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, высок.
Как по полю, поля Мишка идет,
у дверей остановился и ревет:
Мишка: Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Звери Мишку испугались,
И в испуге разбежались!
показывают руками «крышу теремка»,
Применение ритмопластики на музыкальных занятиях.
Упражнения на ритмопластику я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.
Пример:2 младшая - средняя группа. «Лесные зверята»
Пример фрагмента музыкального занятия с применением элементов ритмопластики.
Задачи: формировать умение эмитировать движения различных животных, развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.
Восп. : Мы с вами сегодня на прогулке в лесу. Сейчас мы встретимся с медведем, зайчиком, лисичкой и т. д. (Под соответствующую определённым зверям музыку дети изображают их походку)
«Веселые путешественники» Муз. М. Старокадомского
Задачи: развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ:
И. П. - (исходное положение). Дети стоят друг за другом
.
1 фигура
1 куплет: Ходьба друг за другом бодрым шагом.
Припев:
И. П. - стоя лицом в круг.
На слова "Тра-та-та" - три хлопка справа у головы.
Повторение - три хлопка слева.
На слова «Мы берем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз.
На слова «чижика» - наклон вперед, руки назад "хвостиком",
«собаку» - слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опушены,
«Петьку-забияку» - шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,
«обезьяну»- наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед,
«попугая» - наклон в том же положении влево,
«вот» - руки вперед.
«компания какая» - руки опустить.
Повторение последней фразы - движения те же, в конце - шаг на месте.
2 фигура
2 куплет
Запев:
ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (паровозик)
На повторение музыки изменить направление движения, руки «держат руль» - имитация езды на автомобиле.
Припев: движения те же.
3 фигура
3 куплет
Запев: поскоки по кругу друг за другом (для детей 3-3,5 лет вместо поскоков - ходьба).
Начиная со слов "Нам солнышко светило" дети 4,5-5 лет одновременно с поскоками выполняют маховые скрещивающиеся движения руками над головой ("ветерок"). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву остановиться лицом к зрителям (педагогу).
Припев: движения те же.
На последний аккорд - прыжок на месте, руки вверх.
Игра «Передача платочка»
Применение психогимнастики. Примеры упражнений для использования элементов психогимнастики на музыкальных занятиях.
Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций - чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Слепой танец»
Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Ведущий дает инструкцию: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».
Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
«Гусеница»
На координацию движений, групповую работу.
Цель: Игра учит доверию.
Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Ведущий дает инструкцию: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
«Смена ритмов»
Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Примеры:
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.
Упражнение на дыхание «В Лесу»
Музыкальный руководитель: «Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом». На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот.
Упражнение на дыхание «Вертушки».
Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).
Короткий вдох носом и продолжительный выдох на игрушку.