Ольга Федотова
Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ
Детское сообщество – это удивительное место, где ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять свою индивидуальность, где каждую секунду что – то происходит, что – то меняется.
В нашей группе, как и в других можно встретить ребят застенчивых и активных, обидчивых и импульсивных, общительных и робких. И наша задача, создать такие условия, которые бы удовлетворяли потребности каждого ребенка, способствовали раскрытию его творческого потенциала, формированию положительного опыта сотрудничества.
Публикация «Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ» размещена в разделах
Изучив ряд методических пособий, ЭОР, мы остановили свое внимание на учебно – методическом пособии «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников», автор Римашевскя Лариса Сергеевна, издательство «Центр педагогического образования»
Перед нами встал вопрос о выборе способов внедрения инновационной технологии в образовательный процесс.
Проанализировав проектирование заданий согласно цели и задачам образовательной деятельности, мы отметили что в большинстве случаев отсутствует возможность совместного выполнения их детьми, что в свою очередь негативно влияет на формирование системы в накоплении опыта детского сотрудничества. Все чаще у детей возникают сложности, связанные со способностью представить свои предложения и действия партнёру – сверстнику, договориться с ним, совместно регулировать процесс деятельности, рассматривать результат как итог совместной работы.
Мы пришли к единому мнению, что необходимо акцентировать внимание к формированию пар, подгрупп детей для совместной деятельности на занятиях.
Но прежде чем начать данную работу, мы решили узнать, нравится ли дошкольникам заниматься вместе, как они оценивают друг друга в процессе совместной работы, готовы ли следовать определенным правилам и способам взаимодействия. Для этого нами были использованы беседы с детьми, наблюдения на занятиях и специально диагностические ситуации.
Мы отметили, совместная (коллективная) деятельность детям привлекательна и интересна, но также есть трудности в умении вести диалог, в освоении правил эффективного взаимодействия.
На первом этапе мы сосредоточили внимание на обогащении представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержания желания и интереса в сотрудничестве с ними. А также на развитии у детей отдельных умений, необходимых для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.
Игры и упражнения такие как «Пиктограммы», «Азбука настроений», «Волшебные очки», «Проведи слепого», «Гусеница», «Дует» и др. мы использовали перед началом занятия, какого- либо режимного момента, а также просто в свободной деятельности детей. Общение со сверстниками в игре снимало у детей напряжение, скованность, стеснительность, позволяло свободно выражать свои эмоции, активно обращаться друг к другу.
Одним из эффективных способов обучения детей является моделирование. Ярким примером является модель «Лесенка» (авт. В. И. Логинова). Сначала в свободной деятельности мы познакомили детей со строением модели, далее научили соотносить компоненты совместной деятельности со ступеньками «Лесенки». Большой интерес отмечался при использовании игр – инсценировок. Так же мы решили ввести проблемные ситуации с использованием «Лесенки» на занятия по конструированию, изобразительной и познавательно – исследовательской деятельности.
Одновременно с этим мы работаем с детьми над освоением речевых конструкций, которые представляем детям в диалогах игровых персонажей, от лица «Говорящих куколок», которые помогают демонстрировать разные ситуации сотрудничества и нуждаются в непосредственной помощи дошкольников.
Дальнейшие задания будут направлены на соотнесение речевых конструкций, необходимых для сотрудничества, с компонентами структуры совместной деятельности. Например: называется детям определенная реплика, дети располагают фишку на той ступеньке «Лесенки», где она может располагаться. Или при выстраивании модели совместной деятельности детям предлагается составить короткие рассказы с использованием освоенных речевых конструкций.
Решая проблемные ситуации, дети будут практиковаться в использовании реплик делового диалога, постепенно осваивать правила, необходимые для сотрудничества, а также умения элементарного планирования и оценки совместных действий.
Все это создаст основу для применения старшими дошкольниками освоенных представлений и умений в условиях непосредственного овладения моделями сотрудничества в совместной деятельности на занятиях, чем и предстоит заняться на следующем этапе работы.
Мы видим, что развитие навыков сотрудничества требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого и должно осуществляться как поэтапное решение усложняющихся задач педагогом и детьми.
Литература
1. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми : рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения/ авт. - сост. Т. Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2013.;
2. Римашевская Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования., 2007.;
3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб. : Питер, 2011.