Приложение МААМ

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых споcобностей дошкольников

Людмила Будилова
Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых споcобностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический совет «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

(выступление заведующего В. А. Мартыновой)

Публикация «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых споcобностей дошкольников» размещена в разделах

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений.

• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

По результатам анализа наблюдений в группах за прошлый учебный год были отмечены следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

• уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т. е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :

• Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

• В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Я считаю, что применяя различные технологии развития речи и обогащения словаря, вы сможете добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников.

2. Выступление заместителя по ВМР «Аналитическая справка по тематической проверке "Формирование речи у дошкольников»

3. "Стимулирование речи детей младшего возраста" (из опыта работы воспитателя Антоновой Е. А.)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 3-х летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности. Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п. Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся "глухими", непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребё нку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: 'Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что. " — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. Он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: "Угадайте, что я сейчас делаю". Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем "оживить" заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Выступление воспитателя Коршуновой Е. Ю. «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»

Какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст.

Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например: «А у волка были большие зубы», «У него была пасть страшная» и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить чувства. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Вопрос педагогам :

Где можно использовать

карточки- схемы?

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Коллаж

Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Вопрос педагогам :

как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц?

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Вся работа строится, как мы уже говорили, от простого к сложному.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

4. Практическая часть. Деловая игра для педагогов «Мнемозина»

Разделение педагогов на две команды.

Под характерную музыку ыходит Богиня Мнемозина: Здравствуйте, о педагоги! Я – Мнемозина, древнегреческая богиня, жена Зевса, мать девяти муз. Мое имя произошло от греческого слова «мнемо», что значит «память». Греки всегда почитали меня, поэтому и искусство запоминания назвали моим именем. Мнемотехника уходит своими корнями в глубокую древность, насчитывая как минимум 2000 лет. Людей вашей профессии отличает хорошая память, острый ум, глубокие познания. Я хочу удостоверится в этом. И вот 1 задание для команд:

Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»

Вопросы 1 команде:

• Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

• Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

• Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)

• Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Вопросы второй команде.

• Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

• Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

• Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

• Сын леопарда - тоже леопард (Африка) /яблоко от яблони недалеко падает/

• Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

• Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

• Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

• Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

• Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/

Задание 4. "Разработать рекомендации по формированию речи ребенка"

Для 1 команды. "Памятка для педагогов"

Факторы успешного речевого развития

(Памятка для педагогов)

1. Педагоги создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей как на занятиях, так и вне занятий.

2. Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи : учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.

3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т. д.

4. Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

5. Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.

6. Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.

7. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.

Для 2 команды. "Памятка для родителей"

Факторы успешного речевого развития

(Памятка для родителей)

• Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

• Создавать условия для общения с другими детьми.

• Речь взрослого – пример для подражания.

Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.

• Совместные игры взрослого и ребенка.

• Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

• Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».

• Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)

Публикации по теме:

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин,.

Применение социо-игровых технологий в ДОУ как условие успешного развития дошкольников в рамках реализации ФГОС В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов.

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольниковЛенточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества,.

Книжка-малышка как эффективное средство речевого и познавательного развития у дошкольников Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вас познакомить с таким видом книг, как книжка – малышка. Книжка – малышка это книга, сделанная.

Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностейЭффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей 25 ноября в МБДОУ № 3 прошел педагогический совет №2 по теме «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи.

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 388» Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 388» Дрягина.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Методика преподавания развития связной речи у дошкольников. Применение схем, моделей, мнемотаблиц для речевого развития Тип проекта: По содержанию: обучающий По числу участников проекта: групповой По времени проведения:.

Возможности использования мультипликации как средства коррекции и развития ЛГС связной речи у детей у дошкольников с ОНР Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, представляя собой.

Эффективное внедрение различных педагогических технологий для развития речевых способностей у дошкольников (из опыта работы) Цель семинара: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых споcобностей дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2018 в 16:23
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых споcобностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Будилова (УИ 1509546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД