МААМ-картинки

Семинар-практикум «Внедрение БОС технологий в образовательный процесс ДОО»

Екатерина Вервекина (Артеменюк)
Семинар-практикум «Внедрение БОС технологий в образовательный процесс ДОО»
▼ Скачать +Заказ

Происходящие изменения в российском образовании указывают на необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

Одним из стратегических направлений в дошкольном образовании можно смело назвать развитие инновационной деятельности, которая дает ряд преимуществ:

для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность;

для детей – повышение качества получаемого образования;

для родителей – стать полноправным участником образовательного процесса.

Публикация «Семинар-практикум „Внедрение БОС технологий в образовательный процесс ДОО“» размещена в разделах

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) первостепенная задача коллектива заключается в разработке и внедрении инновационных программ и технологий, качественная реализация их в работе с детьми. Наряду с этим будут решаться и другие не менее важные задачи:

cоздание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды;

создание необходимых условий для творческой деятельности педагогов;

повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями;

методическое оформление инноваций, дающее возможность их массового использования.

В результате такой работы продолжится формирование позитивного имиджа дошкольного учреждения как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным дошкольным образовательным учреждениям, что позволит установить и расширить социальные связи.

Биологическая обратная связь — это комплекс методов и технологий, когда получая информацию в режиме реального времени, мозг может мгновенно оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно. При реализации этой технологии происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда (музыка или меняющиеся картинки, т. о. он получает возможность увидеть и услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма. Многократное повторение ведет к тому, что человек учится распознавать свои ощущения и быстро находить их. Например : человека просят расслабиться, если у него это получается он слышит приятную музыку, как только он теряет это состояние – музыка затихает, и ему необходимо снова найти состояние спокойствия для того, чтобы музыка звучала громче, т. е. человек может не только сравнивать свои ощущения с объективными данными, но и изменять определенный физиологический параметр, а следовательно и свое состояние в целом.

БОС технологии дают возможность для обучения контролировать и изменять течение важных физиологических функций (дыхание, мышечный тонус, психоэмоциональное состояние.) Спецификой этого метода в отличии от других методов релаксационных методик, является сочетание мышечной релаксации, состояний спокойствия и расслабления с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора.

Реализация технологий БОС обеспечивает максимальную эффективность работы:

- повышение работоспособности и стрессоустойчивости;

- улучшение концентрации внимания и памяти;

- снижение психоэмоционального напряжения при гиперактивности и повышенной агрессивности;

- положительно влияет на укрепление иммунитета дошкольников, что снижает частоту простудных заболеваний в период посещения детского сада;

- приводит в баланс гомеостатические процессы, восстанавливает функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

- развивает саморегулятивные процессы, помогает детям контролировать свое состояние, что таким образом влияет на формирование ответственного отношению к своему здоровью.

Противопоказания:

Абсолютных противопоказаний нет, есть относительные.

- психоз, психопатии, расстройства личности, требующие специфического лечения.

- грубые нарушения интеллекта не позволяющие понимать инструкцию.

- значительное нарушение сердечного ритма не позволяющие получать адекватные сигналы обратной связи.

- запрет на работу с компьютером.

Наш детский сад приобрел программно-индикаторный комплекс «Волна», предназначенный для обучения диафрагмальному дыханию.

И все таки, что значит правильно дышать?

Существует 3 вида дыхания:

Ключичное - При ключичном дыхании вдох выполняется за счет работы мышц, поднимающих ключицы, лопатки и ребра. При этом грудная клетка не расширяется, а вытягивается по вертикали. В результате воздух поступает только в верхнюю часть легких, имеющую незначительный объем.

Из-за малого количества поступающего воздуха частота выполняемых вдохов высокая, а само дыхание – малопродуктивное. Такое дыхание преобладает при стрессе возникает в ситуации испуга, повышенной тревоги, при этом все мышцы сильно напряжены. если такое дыхание становится привычным и постоянным – организм хронически недополучает кислород, а в нижней части легких скапливаются газы и примеси, что ведет к различным заболеваниям. Т. о. это дыхание наихудшее с физиологической точки зрения дыхание, оно расходует большое количество энергии, дает огромную нагрузку на организм и при этом несет минимальное количество пользы.

Грудное – более глубокое, при нем заполняются воздухом верхние и средние отделы легких. При таком типе дыхания, мы можем наблюдать движение грудной клетки, которая расширяется в стороны за счет сокращения и расслабления межреберных мышц. Диафрагма (мышечная перегородка между брюшной полостью и грудной клеткой) при этом не сжимается и опускается, а, растягиваясь, поднимается вверх. Вдыхаемым воздухом наполняется только средняя часть легких, а до легочных пузырей (альвеол) воздух почти не доходит.

Диафрагмальное – самое глубокое дыхание, только при нем заполняется весь объем легких. Это самое оптимальное и полезное дыхание. За счет наиболее полного насыщения легких кислородом при диафрагмальном дыхании частота дыхательных движений сокращается, снижается физическое и эмоциональное напряжение.

При диафрагмальном дыхании: вдох – спокойный, осуществляется через нос, при этом брюшная стенка выступает вперед и воздух, как бы набирается животом. Выдох – плавный удлиненный, при обучении осуществляется через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух, как бы выталкивается животом.

Почему полезно дышать с помощью диафрагмы?

- за счет вентиляции нижних отделов легких уменьшаются застойные явления в них, что приводит к снижению заболеваемости ОРЗ, бронхитами и прочими легочными заболеваниями.

- активные движения диафрагмы осуществляют массаж внутренних органов брюшной полости и малого таза

- благоприятно влияет на систему пищеварения и работу кишечника.

- нормализует частоту сердечных сокращений. Плавный длительный выдох, дает сердцу отдохнуть. В норме на вдохе частота сердечных сокращений увеличивается, а на выдохе уменьшается.

Диафрагмальное дыхание присуще человеку с рождения, мы рождаемся, дыша диафрагмально, но в процессе приспосабливаясь к условиям окружающей среды и ритмам жизни теряем это навык. Но люди не совсем утратили этот навык, на самом дели мы неосознанно дышим диафрагмально во время сна. Это дыхание заложено в нас природой и осталось на уровне бессознательного, т. е. во сне. Поэтому, самое удобное и правильное положение для обучения навыкам диафрагмального дыхания - положение лежа, только после того как ребенок научится дышать в таком положении, можно переходить к тренировочным упражнениям в положении стоя и только потом сидя.

Практическая часть.

Прежде чем приступить к аппаратному обучению, необходимо провести несколько вводных занятий, где в доступной форме необходимо рассказать о дыхании и провести упражнения на ознакомление с техникой диафрагмального дыхания.

Мы все умеем дышать и все мы не задумываемся о том, как мы это делаем. Но от того, как мы дышим, зависит очень многое в работе нашего организма. В ходе наших занятий, мы будем учиться правильно дышать, дышать так, чтобы нашему сердечку было удобно работать; так, чтобы мы чувствовали себя спокойно и уверенно; так, чтобы наше настроение было хорошим и веселым.

«Я дышу по-разному». Мы дышим, когда играем, спим, кушаем. Но дышим мы по разному. Мы можем дышать часто через рот, как собачка в жару. Давайте попробуем. Тогда мы вдыхаем вот столько воздуха (надуть шарик). Мы можем дышать грудью. Давайте попробуем дышать, выпячивая грудь. Тогда мы вдыхаем вот столько воздуха (надуваем больший по размеру шарик). А можем дышать глубоко, животиком. И вот тогда у нас получится вот такой шарик (надуваем шар полностью)

Упражнения на диафрагмальный вдох

«Воздушный шарик»

Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его, чтобы он стал большим, воздух нужно вдыхать через нос. Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой. А теперь попробуйте надуть животик больше, чем я успею надуть воздушный шарик.

При вдохе надувается живот, грудная клетка остается неподвижной. Чтобы помочь детям контролировать правильный вдох, можно при вдохе класть одну руку на живот и попросить животом выталкивать руку, а другую положить на грудь и просить удерживать ее при вдохе.

На диафрагмальный выдох

«Мыльные пузыри» Давайте устроим соревнование: кто сможет выдуть самый большой пузырь? Чтобы пузырь был очень большой, его нужно надувать медленно

Упражнение на объединение фаз вдоха и выдоха

«Цветочки»

Теперь правильно дышать нам помогут цветочки (цветы из салфетки на ниточку или на ножке). Сейчас мы будем делать вдох, но не так, как обычно, а животиком. Будем вдыхать через нос воздух так, чтобы цветочек приблизился к нашему лицу. При этом воздух будет заполнять наш животик постепенно и медленно. А теперь выдох… и цветочек улетает от нашего лица.

«Качели»

Откиньтесь на спинки стула поудобнее. Я раздам вам игрушки. давайте попробуем с вами укачать наших маленьких друзей, им пора спать. Положите их себе на живот. На вдохе – они качнутся вверх, на выдохе – вниз. Так они быстро заснут.

После того, как дети научатся правильно выполнять упражнения, можно переходить к аппаратному обучению.

Первое занятие должно быть полностью ознакомительное – ребенок должен понять непосредственную связь между своими движениями и изменениями, которые происходят в игре.

«Перед тобой компьютер и еще один маленький прибор, который может слышать как ты дышишь и рассказывать об этом компьютеру. Если ты сможешь дышать так, как мы научились на занятиях, то компьютер сможет показать тебе мультфильм про бабочку»

На следующем занятии можно перейти к упражнению «Столбик»

«Ты любишь рисовать? покажи, как ты рисуешь, закрась столбик. Молодец, рисовать руками ты умеешь. А пробовал ли ты когда-нибудь рисовать своим дыханием? Это возможно благодаря этому приборчику и нашему умению дышать животом. Давай вспомним как мы правильно дышим. Теперь мы попробуем закрасить столбик на компьютере твоим любимым цветом, когда ты сделаешь вдох, столбик закрасится, а когда сделаешь выдох, краска постепенно вернется к тебе и ты сможешь перейти к следующему столбику. Следи за тем, чтобы твое дыхание было глубоким и спокойным, а движения – ровными, тогда и столбик будет закрашиваться полностью и будет красивым. С первого раза может не получиться, но ты не расстраивайся, ведь мы только учимся, с каждым разом будет получаться лучше и лучше».

«Полоса»

«Мы уже с тобой научились закрашивать столбики своим дыханием, и у тебя хорошо получалось, а теперь мы с тобой будем прятать красивые картинки в мешочки, и поможет в этом умение дышать животом. На вдохе картинка будет прятаться в мешочек, а на выдохе снова появится, таких картинок будет много, и со всеми поиграем в прятки. Посмотри, как это делается, и попробуй сам».

«Прозрачность»

«ты уже однажды прятал картинки в мешочки, помнишь, как здорово у тебя получалось. А теперь ты сможешь посмотреть, что прячется за каждой из них. И как ты думаешь, кто будет твоим невидимым помощником? Конечно же, твое дыхание животиком. Теперь на вдохе ты сможешь посмотреть сквозь одну картинку и увидеть другую, а на выдохе картинка вновь примет свой прежний вид и ты сможешь перейти к следующей картинке и посмотреть, что прячется за ней. Но помни, увидеть ты сможешь, только если ты дышишь животом, т. е делаешь глубокий вдох, и длительный плавный выдох. Успехов»

«Бабочка»

«Ты видишь яйцо, оно дышит. Там кто-то есть и очень хочет появиться на свет. Но он совсем еще маленький и не умеет дышать правильно». Давай поможем ему: ты дышишь животом, и яичко дышит с тобой. Ты дышишь животом, и яичко дышит вместе с тобой. Ты делаешь вдох – яичко увеличивается, выдох – уменьшается. Если ты сделаешь выдох так, как мы учили, яичко сменит цвет. Благодаря тебе яичко научилось правильно дышать, и тот кто сидел внутри появился на свет. Кто это? Гусеничка. Она только что родилась и не знает еще, как ползти. Помоги ей своим дыханием, вдохом ты ее поднимай, а выдохом – опускай. Делай это плавно, чтобы гусеничка не ударялась о землю. Посмотри как у вас хорошо получилось. Ты знаешь, что из гусениц появляются бабочки? Но прежде чем это произойдет, гусеница станет куколкой, так называется кокон, который ты видишь. Гусеничка уснула там и и ее дыхание снова сбилось. Давай теперь поможем куколке дышать так, как ты до этого помогал яйцу. Молодец. Вот уже бабочка готова появиться на свет. Пока это происходит ты можешь отдохнуть. Смотри какая она красивая. Бабочка еще совсем не умеет летать. Помоги ей перелететь с цветка на цветок: вдохом поднимай, а выдохом опускай. Смотри, чтобы она садилась ровно и плавно, это ты сможешь сделать с помощью своего дыхания, оно тоже должно быть плавным и ровным. Молодец. Ты сделал большое дело, теперь можешь отдохнуть и дышать так, как тебе удобно».

Сегодня мы с вами потренировались дышать диафрагмально.

Скажите, легко ли вам было выполнять упражнения? Конечно, все это не просто, всегда тяжело менять свои привычки, это прежде всего работа над собой, четкий самоконтроль, волевые усилия. Я надеюсь, этот семинар-практикум оказался познавательным и полезным для вас, и вы будете применять эти знания при работе с детьми, а так же для укрепления собственного здоровья. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования Уже длительное время в российском дошкольном образовании.

Педагогический совет «Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно-образовательный процесс» Совет педагогов «Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно-образовательный процесс» Цель: увлечь педагога и профессию «воспитатель.

Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ».Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». В дошкольном учреждении прошел педсовет на тему: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». Перед педсоветом.

Первый опыт и эффективность внедрения современных лечебно-профилактических и БОС-технологий Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитие ребенка - этот период, когда закладывается фундамент.

Проект по вовлечению родителей воспитанников в образовательный процесс 1 слайд Проект, направленный на вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения посредством.

Публичная лекция «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения» Публичная лекция на тему: <<Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения>>.- Рада приветствовать всех.

Реализация проекта по внедрению православной культуры в образовательный процесс Возрастная категория моих воспитанников- средняя. Их 28, и все они являются участниками реализации проекта по внедрению православной культуры.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Логико-математические игры в развивающей среде ДОО» Цель семинара - практикума: - повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико- математических игр как средства.

Внедрение в логопедический процесс национального компонента. В течение учебного года, обучая старших дошкольников на логопункте правильному произношению звуков, я знакомлю их с образом букв. В начале.

Вовлечение родителей в образовательный процесс в контексте ФГОС ДО: пути и решения. Важным условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Внедрение БОС технологий в образовательный процесс ДОО»
Опубликовано: 28 ноября 2017 в 14:40
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Внедрение БОС технологий в образовательный процесс ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Вервекина (Артеменюк) в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД