Ирина Перунова
Использование здоровьесберегающих технологий в ОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей. Множество факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию не слишком благополучной экологической обстановки, влиянию многочисленных электроприборов, окружающих маленького человека и т. п. Сегодня как никогда усилия работников ДОУ направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Одним из средств решения данной задачи являются здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в ОУ» размещена в разделах
В своей статье мы рассмотрим использование воспитателем здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе на примере младших и старших дошкольников. Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий : технология сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии. Технология сохранения и стимулирования здоровья. К ним относится динамические паузы (используются во время занятий) : «Три медведя», «На лугу растут цветы», «Самолеты», «Жук», «Муха строит дом» и т. д. Пальчиковая гимнастика (проводится в любое удобное время) : «Зайка кулачок зажал», «Режет ножницами ежик…», «Мышонок в лодочке плывет», «Щенок все время баловался…», «Каждый пальчик – это птичка». Подвижные игры (проводятся как на улице, так и в группе с малой и средней степенью подвижности) : «Зайка беленький», «Карусели», «Пузырь», «Вейся венок», «Пес барбос». Релаксация (использование музыкальных композиций перед сном, после сна, во время занятий, зарядки и физкультурных занятий) : можно использовать любую спокойную классическую музыку, например музыкальные произведения Чайковского, Рахманинова и др., звуки природы. Технология эстетической направленности осуществляется во время образовательной деятельности по программе ДОУ и в свободной самостоятельной деятельности под контролем воспитателя. Особое значение в этом вопросе отводится работе с семьей. Привитие детям эстетического вкуса путем оформления помещений к праздникам. Родители вместе с детьми делают различные украшения, в дальнейшем воспитатель оформляет ими группу. Оформление выставок поделок и прочее. Гимнастика пробуждения (проводится ежедневно после дневного сна) форма проведения различна: упражнения в кроватках, ходьба по ребристым дощечкам, комплекс физических упражнений и прочее. Утренняя зарядка (проводится ежедневно) используется комплекс физических упражнений, подвижные игры с разной степенью активности. Гимнастика корригирующая, ортопедическая (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы : во время утренней зарядки, гимнастики пробуждения, физкультурных занятиях). Применяются разнообразные упражнения, направленные на укрепление опорно – двигательного аппарата: «С мячом играй, но его не теряй», «Стоп – хлоп», «Перейди через речку», «Волшебные слова» и др. ; профилактике болезней опорного свода стопы: «Веселый мячик», «Поймай комара», «Футболисты и вратарь», так же используются ходьба по коврикам и дорожкам с различной поверхностью. Кроме того неотъемлемой частью по сохранению и стимулированию здоровья является регулярное проветривание помещения, принятие солнечных ванн, пребывание детей на свежем воздухе, создание благоприятной обстановки для психического развития детей. Все упражнения должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке и доставлять детям радость.
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся физкультурные занятия, самомассаж, где ребенок на примере взрослого поглаживает себя, растирает, легко пощипывает, похлопывает, катает ребристый карандаш или шишки между ладонями, по стопе, скатывает колобка, палочки как в лепке, сжимает резиновые игрушки разной плотности и другое. Педагогическое просвещение родителей: оформляются различные папки – передвижки, уголки для родителей в раздевалке, проводятся семинары – практикумы, направленные на приобщение и расширение представлений родителей о здоровом образе жизни.
К коррекционным технологиям младшего дошкольного возраста, относится технология музыкального воздействия. Используется, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и т. п. Детям предлагаются произведения Бетховена, Чайковского, Шопена и др.
Так же неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий для детей младшего дошкольного возраста является сопровождение всех оздоровительных мероприятий художественным словом: потешки, заклички, прибаутки.
В старшем дошкольном возрасте используем здоровьесберегающие образовательные технологии, которые воспитывают валеологическую культуру и культуру здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи. В старшем дошкольном возрасте большое значение имеет формирование начальных представлений о своём организме и здоровом образе жизни, самопознании. В этом возрасте детям интересны беседы о строение тела, органов восприятия, пищеварения, их функции и причины возникновения болезней; увлечённо решают проблемно – игровые ситуации; способны самостоятельно выполнять культурно – гигиенические требования и объяснять их значимость, осознавать необходимость физических упражнений и деятельности ведущей к здоровьесбережению.
Поэтому, на данном возрастном периоде мы широко используем метод проектов. Он помогает уточнить, систематизировать знания о своём организме, развивает самостоятельную исследовательскую, познавательную, игровую, творческую, продуктивную деятельность ребёнка, в процессе которой и формируется осознанное отношение к своему здоровью, дети обретают валеологическую компетентность.
На первом этапе проектной деятельности можно предложить детям порассуждать над предложенным понятием, попробовать разрешить проблемную ситуацию и во время беседы с детьми выявить имеющиеся у детей знания, опыт по планируемой теме. Далее взрослый сам раскрывает сущность темы и предлагает детям продолжить исследование, для создания, например, книги или плаката, или книжки – раскладушки для малышей, сверстников из параллельной группы. Темы могут быть разнообразными, например: «Что такое витамины», «Кто такие микробы», «Зачем делать зарядку», «Почему мы не ватные» или «Есть ли в глазу яблоко».
На втором этапе начинается самое интересное. Разнообразие видов и форм деятельности помогают лучше понять и изучить тему.
Сначала решаем с детьми собрать иллюстрации, книги для создания выставки по теме и расширения кругозора. Читаем рассказы и познавательную информацию из детских энциклопедий
Объявляем фотоконкурсы в зависимости от выбранной темы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Достижения на даче», «Зима и спорт», «Лучший витаминный салат» и др.
Предлагаем детям с родителями составить небольшие доклады, например: «Полезные и вредные микробы», «Где находятся витамины», «Что умеет нос». Во время доклада ребёнок используют иллюстрации, может быть свои рисунки, он длится 3-4 минуты. Докладчик должен быть готов к тому, что слушатели, дети, будут задавать вопросы. Если докладчик затрудняется ответить на вопрос, то ему на помощь приходит взрослый. Доклад с иллюстрациями оформляется на альбомном листе, чтобы потом изготовить общую книгу.
Также на отдельный лист фиксируем все собранные пословицы и поговорки, стихи и песни по выбранной теме. Необходимо обсудить с детьми смысл поговорок и пословиц, что приведёт к правильному их пониманию и использованию в своей речи : «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Лук от семи недуг», «Береги (что либо, как зеницу ока» и др.
Увлекательным занятием для детей станет инсценировка миниатюры по теме. Родители помогают изготовить костюм к роли и являются зрителями представления.
Можно предложить детям по теме «Зачем делать зарядку» с родителями составить комплекс упражнений и изобразить их последовательность схематически на альбомном листе самостоятельно. Также схематически составляем режим дня и график для выполнения разработанных детьми упражнений, следуем ему. По теме «Что такое витамины» составляет алгоритм изготовления салата или витаминного напитка. Также схематически ребёнок может изобразить последовательность оказания первой помощи при получении травмы, правила поведения при болезни или опасных ситуациях, при изучении темы «Почему мы болеем».
Предлагаем детям изобразить своё понимание темы красками или карандашами, организуем выставки детских работ.
На этом этапе предстоит и родителям много потрудиться. Отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья должны согласоваться с их действиями и реализоваться в повседневной жизнедеятельности. Помощь родителей в изготовлении конечного продукта проектной деятельности помогает повысить педагогические знания и умения самих родителей.
На третьем этапе мы с детьми отбираем самое интересное важное и необходимое из имеющихся результатов и изготавливаем нашу книгу.
На заключительном этапе составляется сценарий презентации, дети представляют его или сверстникам, или малышам, или родителям, таким образом, пропагандируя здоровый образ жизни, и самим осознанно относиться к здоровьесбережению.
Литература
1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении //Дошкольное образование, 2004.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000.