Получи документы

Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у дошкольников КГН

Марина Мокрова
Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у дошкольников КГН
▼ Скачать + Заказать документы

Нормативно - правовые документы федерального уровня: закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внесли значительные коррективы в сложившуюся систему дошкольного образования.

ФГОС и разработанная на основе него образовательная программа детского сада, в которой определены задачи физического развития воспитанников, в том числе - формирования культурно - гигиенических навыков, ориентируют педагогов на использование адекватных возрасту форм работы с детьми.

Публикация «Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у дошкольников КГН» размещена в разделах

По ФГОС выделяются такие виды детской деятельности : игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

- познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий. Навыки самообслуживания напрямую влияют на самооценку ребёнка, является важным шагом пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно-отсталых детей.

По мнению специалистов, занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:

-создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

-обыгрывание навыка с персонажем;

-демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментирование каждого действия;

-совместные действия педагога с ребёнком;

-действия ребёнка по подражанию действиям взрослого;

-самостоятельные действия ребёнка.

На занятиях использовались такие виды детской деятельности, как игровая, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно – исследовательская, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Например, в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи игровая деятельность интегрировалась с восприятием художественной литературой. Игровой момент: приход Мойдодыра, который обращается к воспитанникам с вопросами, знают ли про него, выясняется, что немногие знают это произведение, я знакомлю с частью данного произведения, во второй части занятия в заранее приготовленной обстановке предлагаю воспитанникам умыть кукол.

Очень часто для актуализации знаний воспитанников и практического закрепления умений использую нестандартные проблемные ситуации: например, игровая ситуация по ФЭМП, к нам пришли в гости куклы, которым мы должны были помочь выполнить задания, но одна из них была одета в платье, оно было наизнанку. Лишь небольшое количество воспитанников это заметило. Но по мере освоения знаний и умений по формированию кгн, воспитанники замечали неполадки в окружающей обстановке.

На занятии по познанию предметов социального мира «Мы встречаем гостей», целью которого было закрепление умений правильно накрывать на стол, использовался элементарный труд: предлагалось воспитанникам накрыть на стол для своего гостя. Задачи решались с использованием гендерного подхода. Актуализируя знания воспитанников вспомнили, что перед приходом гостей нужно пропылесосить, поэтому выполнить эту задачу предложили мальчикам.

При подготовке к занятиям по изобразительной деятельности, решаю задачи развития самостоятельности при подготовке своего рабочего места и привидения его в порядок после выполнения определенной деятельности.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности по исследованию объектов живой и неживой природы «Веселый капитошка» в процессе познавательно- исследовательской деятельности познакомила воспитанников со свойствами воды, значением воды для людей и живого. Но проблема Капитошка испачкался и не знал, что делать. Воспитанники рассказали как привести себя в порядок: нужно умыться, теплой водой, вытереться полотенцем, показали как правильно вытираться, складывать полотенце.

Реализация задач по овладению детьми осуществляется в ходе режимных моментов, как утром, так и вечером.

Использование познавательно- исследовательской деятельности в ходе проведения режимных моментов позволяет показать воспитанникам практически назначение, свойства отдельных предметов, явлений неживой природы. Планирование деятельности осуществляется 1 раз в неделю.

Например, при ознакомлении со свойствами воды практически выяснили, что от холодной воды ручки мерзнут, становятся холодными, а краска смывается плохо, поэтому ручки чистыми не становятся. На основе данной опытнической деятельности воспитанников я подвела к выводу, что ручки нужно мыть теплой водой. И на практике ребята в этом убедились.

Очень часто воспитанники при мытье рук включали большой напор воды, им очень нравилось, как она брызжет в разные стороны. Для того, чтобы убрать данную привычку, использовался игровой персонаж, показала как одежда Капитошки превращается в сырую. Возникла цепочка действий по оказанию помощи Капитошке. Ребята сказали, что он замерзнет в сырой одежде и предложили снять ее и посушить.

В ходе познавательно - исследовательской деятельности была решена задача, почему одежду необходимо красиво развешивать на стульчике. Капитошка отправляясь спать бросил свой костюм, каково же было удивление детей, когда я им показало, что с ним случилось: он стал мятым. Но он пообещал никогда больше этого не делать. Используя игровой персонаж, которого дети очень полюбили, воспитывала в них самостоятельность, аккуратность, желание помочь другим детям, затрудняющимся в выполнении каких- то либо действий.

Игровая деятельность – является ведущим видом. Поэтому я использовала разные виды игр : это дидактические, направленные на формирование знаний и умений детей, такие как: «Что делает девочка?», «Помоги Мише одеться» «Чистоплотные дети» Проводя игры с правилами, были созданы игровые ситуации, связанные с режимными и бытовыми моментами: приход гостей, умывание, раздевание, поддержание порядка в окружающей обстановке: игровые упражнения «Накорми куклу», «Надень кукле ботинки», «Научим зайку правильно умываться», «Что в комнате не так» и тд.

В игры стараюсь включать элемент новизны, так, например, укладывая куклу спать, предлагаю детям спеть ей колыбельную песню. Дополнительно задаю различные вопросы, например, «Как надо складывать одежду?», «Зачем одежду нужно складывать?», «Как надо накрывать куклу одеялом?».

Закрепление знаний и умений осуществляется с детьми в сюжетно- ролевых играх. Для развития сюжетно - ролевых игр и руководства ими, продумываю проблемную ситуацию и создание РППС. Например, пришла в гости кукла, а на ней грязное платье. В центре сюжетно - ролевой игры есть уже и веревочка, прищепки. Другая ситуация приход гостей: в данной ситуации закрепляется умение правильно пользоваться столовыми приборами. Используется и гендерный подход: мальчики, выполняя роль папы отправляются в магазин за продуктами, пылесосят ковры.

Использовала театрализованные игры: с помощью кукол бибабо разыгрывала воспитанникам небольшие проблемные ситуации: например при одевании потерялся сапог и как теперь идти гулять, потерялось полотенце.

Все культурно-гигиенические действия, проводимые с детьми, сопровождались потешками, которые использовались во время умывания, одевания на прогулку, оживляя трудовой процесс, а так же формируя познавательные и речевые процессы воспитанников: например. Водичка, водичка позволяет закрепить знание о свойствах и назначении воды. Вот они сапожки – актуализирует название обуви.

Чтение художественной литературы и ее обсуждение с воспитанниками позволяет так же закрепить знания детей. Воспитанников я познакомила с такими произведениями как «Федорино горе», «Мойдодыр». Произведения помогли понять, что нужно быть чистыми и все вещи содержать в порядке и чистоте. Часто данные персонажи использовались мной при проведении трудовых процессов: уборке игрушек, при одевании и раздевании детей.

Образовательная программа ДОУ допускает использование таких видов трудовой деятельности как : самообслуживание и элементарный бытовой труд. Поэтому привлекали воспитанников к выполнению простейших поручений: расставить хлебницы и салфетницы, убрать пособия после занятия.

Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Но особое внимание отводится формированию процессов самообслуживания: умение самостоятельно одеться, раздеться, убрать за собой. При этом всегда обращаю внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно сопровождаю не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогает быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

1. Показ и объяснение

В младшей группе показ сопровождается пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

2. Упражнение и контроль

Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т. к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

3. Пример взрослых, нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).

4. Положительная оценка

Детям младшего дошкольного возраста нужна постоянная положительная оценка, поэтому при одевании, раздевании, приеме пищи подбадривала детей, хвалила тех, кто правильно держит ложку, помогает другим снять ботинки или надеть футболку, самый первый оденется.

Родители воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с родителями осуществляется в разных направлениях и формах работы.

Имеется «Копилка заданий для заботливых родителей». Задания и рекомендации по его проведению, представленные в ней, дают родителям возможность дома проработать с детьми еще раз полученные знания и умения. Например, «Мы учились сворачивать полотенце и для того, чтоб у ребенка не пропали навыки попробуйте дома складывать полотенце» далее рассказывается, как правильно складывать, и продемонстрирована схема показа.

Функционирует мини - библиотека для родителей, в которой представлены книги по воспитанию, рациональной организации режима дня. Для родителей были созданы презентации и картотеки с художественным словом, которые так же представлялись в личное использование на электронных накопителях.

В информационном стенде имеется календарь праздников и событий группы, в котором отображены календарные и общественные праздники, события группы. Подразделом является «Анонс образовательных событий на неделю», именно в нем отражены, а в последствии и проведены мастер-классы, такие как «Красивая прическа», «Что сначала, что потом» - о правильной последовательности при одевании и раздевании.

Для обратной связи я использовала и электронную почту, на которую родители могли написать волнующие их вопросы и получить на них ответы, еще использую форму «Почтовый ящик», в который родители имеют возможность анонимно задать вопрос на интересующую тему, попросить консультацию. Для удобства всегда в наличии ручка и листы бумаги.

Для привлечения их к данной теме проводились индивидуальные беседы, размещена наглядная информация, например о воспитании здорового ребенка, о правильном питании.

В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей.

Сентябрь

1. Непосредственно образовательная деятельность :

Тема «Наша группа».

Задачи:

– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;

– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;

– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Дидактическая игра: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Игра-упражнение: «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.

— Празднование дней рождения в группе.

3. Самостоятельная деятельность детей :

Игровая ситуация для сюжетной игры:

– кукла Таня у нас в гостях;

Ситуация для обсуждения:

– как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

4. Работа с родителями

Анкетирование родителей

Октябрь

1. Непосредственно образовательная деятельность :

Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Дидактическая игра: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Празднование дней рождения в группе (регулярно).

3. Самостоятельная деятельность детей :

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные» :

– игровая ситуация (куклы Таня и Маша собираются на праздник).

4. Работа с родителями:

Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т. д. ?»; «Что должен уметь ребёнок?»

Ноябрь

1. Непосредственно образовательная деятельность :

Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

Цель:

формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму;

– воспитывать культуру поведения за столом.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».

Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».

3. Самостоятельная деятельность детей :

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».

4. Работа с родителями:

Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».

Декабрь

1. Непосредственно образовательная деятельность :

Тема «Умывание каждый день»

Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;

– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, аккуратным.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Чтение стихотворений К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». Просмотр м/ф «Мойдодыр». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).

3. Самостоятельная деятельность детей :

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные» :

–игровая ситуация «К нам пришла Замарашка».

Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

4. Работа с родителями:

Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»

Январь

1. Непосредственно образовательная деятельность :

Тема «Купаться любят все»

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать детей к постоянному их соблюдению.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».

3. Самостоятельная деятельность детей :

Игровая ситуация «Купаем куклу Катю»

4. Работа с родителями:

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Февраль

1. Непосредственно образовательная деятельность :

Тема «Приглашаем куклу на чай»

Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

3. Самостоятельная деятельность детей :

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» :

– игровая ситуация «Идём друг к другу в гости».

4. Работа с родителями:

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

Март

1. Непосредственно образовательная деятельность :

Тема «Вместе с куклой на прогулку»

Цель:

– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;

формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» разные времена года).

3. Самостоятельная деятельность детей :

Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

4. Работа с родителями:

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

Апрель

1. Непосредственно образовательная деятельность :

Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Цель:

– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;

формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.

3. Самостоятельная деятельность детей :

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» :

– игровая ситуация «Кукла Катя хочет спать».

4. Работа с родителями:

Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».

Май

1. Непосредственно образовательная деятельность :

Тема «Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

3. Самостоятельная деятельность детей :

Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные»

– игровая ситуация «Кукла Маша у нас в гостях»

4. Работа с родителями:

Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».

Публикации по теме:

Консультация «Формирование элементарных математических представлений посредством разнообразных форм работы» Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности. Метод системного анализа (СЛАЙД 3) Системный анализ.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Циклограммы совместной деятельности воспитателя с детьми Приложение №1 к приказу №32 по МБДОУ №3 от 03.09. 2015г Циклограмма совместной организованной образовательной деятельности педагога и детей.

Конспект совместной деятельности по формированию знаний о домашних животных и птицах «На бабушкином дворе» в младшей группе Подготовила и провела воспитатель Аксакова Тамара Анатольевна Задачи: Закреплять знания детей о домашних животных и птицах, различать.

Конспект совместной деятельности с детьми в первой младшей группе по формированию целостной картины мира «Вот какая осень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Сказка» г. Бологое Тверская область. Конспект совместной.

Конспект совместной интегрированной деятельности по формированию целостной картины мира «Перелетные и зимующие птицы» Большакова Дарья Валерьевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Кировского района Санкт-Петербурга Конспект совместной интегрированной.

Конспект совместной деятельности по формированию навыков устной речи Цель:Совершенствовать диалогическую речь и познакомить с монологической речью. Задачи:Развивать связную речь -логически последовательно.

Мастер-класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования» Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса дошкольников».

Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями Тема моего выступления: «Создание единства образовательного пространства посредством использования разНаучно-исследовательские условия:.

Внедрение современных форм патриотического воспитания дошкольниковВнедрение современных форм патриотического воспитания дошкольников Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у дошкольников КГН
Опубликовано: 18 марта 2016 в 13:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у дошкольников КГН» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мокрова (УИ 557672) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД