Папки-передвижки

Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями

Елена Инкина
Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Тема моего выступления: «Создание единства образовательного пространства посредством использования разНаучно-исследовательские условия : изучение теорий и аспектов философов, психологов, педагогов в области семейного воспитания;

Методические условия: разработка содержания образовательно-воспитательного процесса; поиск наиболее эффективных методов работы с родителями; курсы повышения квалификации;

Публикация «Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями» размещена в разделах

Организационно – педагогические условия: изучение родительских мнений, потребностей, запросов родителей; организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО; обмен опытом с коллегами ДОУ.

нообразных форм взаимодействия с родителями». Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ, общих подходов к решению проблем воспитания детей.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Вопросами взаимодействия с семьей занимались великие педагоги: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт и современные ученые: Т. Н. Доронова, А. К. Маркова, Е. П. Арнаутова, А. В. Козлова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, О. В. Солодянкина.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью взаимодействия с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Задачи взаимодействия с семьей отражены во ФГОС ДО в п. 1.6. и п. 1.7.

Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Принципы взаимодействия ДОУ и семьи – это :

Единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребёнка;

Взаимное доверие педагогов и родителей, отказ от критики участников процесса обучения;

Дифференцированный подход к каждой семье;

Открытость дошкольного учреждения для родителей;

Уважение и доброжелательность друг к другу, обеспечение свободы мнений;

Равноправие (партнеры) и равноответственность родителей и педагогов ДОУ;

Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ.

Целью моей работы является: вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2. Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

6. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

От взаимоотношения воспитателей, воспитанников и их родителей зависит успешность воспитания ребенка. Большую роль в данной цепи взаимоотношений играют отношения между педагогом и родителями дошкольников. Пусть основным требованием к родителям будет, возможно, единственно верное - познай своего ребенка!

Если воспитатель будет стремиться к открытости и ценить вклад, который могут внести в его работу родители, он обнаружит, что ему стало проще. Родители поймут трудности, с которыми предстоит встретиться педагогу, и они будут благодарны ему за его усилия и за то, что он принимает их ребенка.

В 2012 году, взяв среднюю группу, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела с использованием как традиционных, так и нетрадиционных форм взаимодействия по четырем направлениям.

1. Информационноаналитическое направление включает в себя: анкетирование, почтовый ящик, электронную почту родителей.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, их было 18%, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители – 32%, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – наблюдатели - 50%.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Мы уже несколько лет работаем по программе «Социокультурные истоки». Одной из целей данной программы является объединение усилий детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Родители сами становятся участниками педагогического процесса: с родителями проводятся занятия по программе «Моя семья», а так же совместные занятия детей с родителями. Родители занимают активную позицию в образовательном процессе, учатся преодолевать трудности вместе со своим ребенком.

Я использую и другие активные формы и методы взаимодействия с родителями :

- родительские собрания : «Возрастные особенности детей 4-5 лет», «Растим любознательных», «За здоровьем в детский сад», «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет», «Что нового ожидает дошкольное образование с введением ФГОС?», «Забота о здоровье ребёнка», «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Роль игры в жизни ребенка», «Здравствуй, солнечное лето!» (по итогам года, «Знакомство с годовыми задачами. Особенности детей 3-4 лет. Что понимается под терминами «талантливость» и «одаренность»», «Здоровье и семья», «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», «Здравствуй, солнечное лето!» (по итогам года);

- консультации: «Особенности кризиса трех лет», «Осенние прогулки», «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника», «Семья и семейные ценности», «Как провести выходной день с детьми», «Будущая женщина или как правильно воспитать девочку», «Будущий мужчина или как правильно воспитать мальчика», «Какие стороны готовности к школе особенно важны», «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников», «Книжки в вашем доме», «Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей» и т. д.

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- посещение семей воспитанников на дому;

- дни открытых дверей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями : «Наши защитники», «Этот День Победы порохом пропах…», «Наша дружная семья»;

- оформление фотовыставок : «Семейный отдых», «Свет любимых глаз», «Самый лучший – папа мой»;

- совместные экскурсии: в дендропарк, к обелиску, на ФОК «Лидер», в детскую библиотеку;

- дни добрых дел: покраска летней площадки, обновление песка в песочнице, украшение группы к Новому году, уборка снега, построение снежного городка;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды : с помощью родителей были обновлены и пополнены центры: безопасности, природы, театра, спорта, книги.

- также в своей деятельности использую инновационные технологии, такие как портфолио дошкольника. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, т. к. позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, игровой и др. Одним из примеров данной работы является портфолио Пигалова Тимофея, в составлении которого родители принимают активное участие. Мама ребенка предоставляла фотографии, описывала некоторые важные и интересные события из его жизни.

- Серьезный блок работы с родителями был организован в рамках реализации проектной деятельности. Был реализован долгосрочный проект «День именинника», целью которого было: организовать мероприятия, побуждающие ребенка и родителей к творческому самовыражению, поддерживанию традиций семьи. Родители помогали в пошиве костюмов, сами были сказочными персонажами, принимали участие в изготовлении подарков, ими был организован сладкий стол для совместного чаепития. Также были реализованы краткосрочные проекты «По тропинке сказок А. С. Пушкина», «Пришла зимушка-зима».

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

3. Наглядно – информационное направление включает в себя:

- родительские уголки;

- фотогазеты из жизни группы;

- мною создана медиатека, в которую входят видеофильмы, презентации, видеоролики, связанные с жизнью детского сада и семьи;

- общения с родителями происходит через официальный сайт детского сада и через мою страничку в социальных сетях.

Имеются свидетельства о публикации методической разработки и сертификаты участника ежемесячного конкурса «Лучшая методическая разработка».

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

- развлечения: осенний праздник «Лесная ярмарка»; конкурсно-игровая программа, посвящённая Дню матери «Дочки, сыночки, мамочки»; новогодний утренник «Путешествие в сказочный лес»; праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта «Легко ли быть девчонкой»; праздник, посвященный международному дню 8 Марта «Подарок мамочке»; праздник Осени, праздник «Этот славный День Победы»; утренник «Новогодние приключения иностранцев в России»; праздничный конкурс «Богатыри и мальчиши» к 23 февраля; выпускной «До свидания, детский сад!» (прилагается видеоролик с праздника, посвященного Дню матери).

- спортивные досуги: «Папа, мама, я – спортивная семья»; спортивный праздник, посвященный Дню семьи; веселые старты с Карлсоном.

- празднование дней именинников;

- совместные походы в мир прекрасного, где дети и родители могли посмотреть театрализованные постановки артистов из Н. Новгорода, Казани, Чебоксар.

Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

По результатам диагностики в группе на 38% увеличилось число родителей - активистов; на 6 % уменьшилось количество родителей - исполнителей; на 32% уменьшилось количество родителей - наблюдателей.

В результате проделанной работы достигла следующих результатов:

• Обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышена компетентность родителей (ФГОС);

• Установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Использование разнообразных форм взаимодействия помогло родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками единого образовательного пространства.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование элементарных математических представлений посредством разнообразных форм работы» Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности. Метод системного анализа (СЛАЙД 3) Системный анализ.

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад — семья» «Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья». Актуальность и новизна: Федеральный образовательный.

Создание условий для организации воспитательного процесса в начальной школе посредством использования игровых технологий «Создание условий для организации воспитательного процесса в начальной школе через использование игровых технологий» (2 слайд) В. А. Сухомлинский.

Буклет как одна из форм взаимодействия с родителями В настоящее время все "педагогическое сообщество" находится в поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. Это направление.

Досуговая деятельность — одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителямиДосуговая деятельность — одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в.

Клуб «Почемучки» (одна из форм взаимодействия с родителями)Клуб «Почемучки» (одна из форм взаимодействия с родителями) В целях повышения всестороннего развития детей во многих дошкольных учреждениях накоплен богатый и значимый опыт организации сотрудничества.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников для формирования единого образовательного пространства ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников как способ формирования единого образовательного и воспитательного.

Социальный проект «Руками мамочки моей» как одна из форм взаимодействия с родителями Социальный проект «Руками мамочки моей» как одна из форм взаимодействия с родителями Подготовила Воспитатель высшей квалификационной категории.

Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС до .

Создание предметно-пространственной среды как одна из форм работы с родителями в ДОУ Создание предметно-пространственной среды, как одна из форм работы с родителями в ДОУ Семья и детский сад – два общественных института,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 12:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Елена Инкина (УИ 267682) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД