Елена Инкина
Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего выступления: «Создание единства образовательного пространства посредством использования разНаучно-исследовательские условия : изучение теорий и аспектов философов, психологов, педагогов в области семейного воспитания;
Методические условия: разработка содержания образовательно-воспитательного процесса; поиск наиболее эффективных методов работы с родителями; курсы повышения квалификации;
Публикация «Создание единства образовательного пространства посредством использования разнообразных форм взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Организационно – педагогические условия: изучение родительских мнений, потребностей, запросов родителей; организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО; обмен опытом с коллегами ДОУ.
нообразных форм взаимодействия с родителями». Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ, общих подходов к решению проблем воспитания детей.
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
Вопросами взаимодействия с семьей занимались великие педагоги: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт и современные ученые: Т. Н. Доронова, А. К. Маркова, Е. П. Арнаутова, А. В. Козлова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, О. В. Солодянкина.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью взаимодействия с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Задачи взаимодействия с семьей отражены во ФГОС ДО в п. 1.6. и п. 1.7.
Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Принципы взаимодействия ДОУ и семьи – это :
Единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребёнка;
Взаимное доверие педагогов и родителей, отказ от критики участников процесса обучения;
Дифференцированный подход к каждой семье;
Открытость дошкольного учреждения для родителей;
Уважение и доброжелательность друг к другу, обеспечение свободы мнений;
Равноправие (партнеры) и равноответственность родителей и педагогов ДОУ;
Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ.
Целью моей работы является: вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2. Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
6. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
От взаимоотношения воспитателей, воспитанников и их родителей зависит успешность воспитания ребенка. Большую роль в данной цепи взаимоотношений играют отношения между педагогом и родителями дошкольников. Пусть основным требованием к родителям будет, возможно, единственно верное - познай своего ребенка!
Если воспитатель будет стремиться к открытости и ценить вклад, который могут внести в его работу родители, он обнаружит, что ему стало проще. Родители поймут трудности, с которыми предстоит встретиться педагогу, и они будут благодарны ему за его усилия и за то, что он принимает их ребенка.
В 2012 году, взяв среднюю группу, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела с использованием как традиционных, так и нетрадиционных форм взаимодействия по четырем направлениям.
1. Информационно – аналитическое направление включает в себя: анкетирование, почтовый ящик, электронную почту родителей.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, их было 18%, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители – 32%, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – наблюдатели - 50%.
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
2. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Мы уже несколько лет работаем по программе «Социокультурные истоки». Одной из целей данной программы является объединение усилий детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Родители сами становятся участниками педагогического процесса: с родителями проводятся занятия по программе «Моя семья», а так же совместные занятия детей с родителями. Родители занимают активную позицию в образовательном процессе, учатся преодолевать трудности вместе со своим ребенком.
Я использую и другие активные формы и методы взаимодействия с родителями :
- родительские собрания : «Возрастные особенности детей 4-5 лет», «Растим любознательных», «За здоровьем в детский сад», «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет», «Что нового ожидает дошкольное образование с введением ФГОС?», «Забота о здоровье ребёнка», «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Роль игры в жизни ребенка», «Здравствуй, солнечное лето!» (по итогам года, «Знакомство с годовыми задачами. Особенности детей 3-4 лет. Что понимается под терминами «талантливость» и «одаренность»», «Здоровье и семья», «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста», «Здравствуй, солнечное лето!» (по итогам года);
- консультации: «Особенности кризиса трех лет», «Осенние прогулки», «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника», «Семья и семейные ценности», «Как провести выходной день с детьми», «Будущая женщина или как правильно воспитать девочку», «Будущий мужчина или как правильно воспитать мальчика», «Какие стороны готовности к школе особенно важны», «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников», «Книжки в вашем доме», «Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей» и т. д.
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- посещение семей воспитанников на дому;
- дни открытых дверей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями : «Наши защитники», «Этот День Победы порохом пропах…», «Наша дружная семья»;
- оформление фотовыставок : «Семейный отдых», «Свет любимых глаз», «Самый лучший – папа мой»;
- совместные экскурсии: в дендропарк, к обелиску, на ФОК «Лидер», в детскую библиотеку;
- дни добрых дел: покраска летней площадки, обновление песка в песочнице, украшение группы к Новому году, уборка снега, построение снежного городка;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды : с помощью родителей были обновлены и пополнены центры: безопасности, природы, театра, спорта, книги.
- также в своей деятельности использую инновационные технологии, такие как портфолио дошкольника. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, т. к. позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, игровой и др. Одним из примеров данной работы является портфолио Пигалова Тимофея, в составлении которого родители принимают активное участие. Мама ребенка предоставляла фотографии, описывала некоторые важные и интересные события из его жизни.
- Серьезный блок работы с родителями был организован в рамках реализации проектной деятельности. Был реализован долгосрочный проект «День именинника», целью которого было: организовать мероприятия, побуждающие ребенка и родителей к творческому самовыражению, поддерживанию традиций семьи. Родители помогали в пошиве костюмов, сами были сказочными персонажами, принимали участие в изготовлении подарков, ими был организован сладкий стол для совместного чаепития. Также были реализованы краткосрочные проекты «По тропинке сказок А. С. Пушкина», «Пришла зимушка-зима».
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
3. Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- фотогазеты из жизни группы;
- мною создана медиатека, в которую входят видеофильмы, презентации, видеоролики, связанные с жизнью детского сада и семьи;
- общения с родителями происходит через официальный сайт детского сада и через мою страничку в социальных сетях.
Имеются свидетельства о публикации методической разработки и сертификаты участника ежемесячного конкурса «Лучшая методическая разработка».
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
4. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
- развлечения: осенний праздник «Лесная ярмарка»; конкурсно-игровая программа, посвящённая Дню матери «Дочки, сыночки, мамочки»; новогодний утренник «Путешествие в сказочный лес»; праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта «Легко ли быть девчонкой»; праздник, посвященный международному дню 8 Марта «Подарок мамочке»; праздник Осени, праздник «Этот славный День Победы»; утренник «Новогодние приключения иностранцев в России»; праздничный конкурс «Богатыри и мальчиши» к 23 февраля; выпускной «До свидания, детский сад!» (прилагается видеоролик с праздника, посвященного Дню матери).
- спортивные досуги: «Папа, мама, я – спортивная семья»; спортивный праздник, посвященный Дню семьи; веселые старты с Карлсоном.
- празднование дней именинников;
- совместные походы в мир прекрасного, где дети и родители могли посмотреть театрализованные постановки артистов из Н. Новгорода, Казани, Чебоксар.
Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
По результатам диагностики в группе на 38% увеличилось число родителей - активистов; на 6 % уменьшилось количество родителей - исполнителей; на 32% уменьшилось количество родителей - наблюдателей.
В результате проделанной работы достигла следующих результатов:
• Обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышена компетентность родителей (ФГОС);
• Установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• Использование разнообразных форм взаимодействия помогло родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками единого образовательного пространства.