Татьяна Крампит
Консультация «Формирование элементарных математических представлений посредством разнообразных форм работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные методы развития познавательных способностей ребёнка в игровой деятельности.
Метод системного анализа (СЛАЙД 3) Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы (метод «мозговой атаки» – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивная критика.
Д/игра «Четвертый - лишний»
Цель: закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики.
Публикация «Консультация „Формирование элементарных математических представлений посредством разнообразных форм работы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Материал : 4 круглые карточки, символизирующие времена года, 16 квадратных карточек, изображающих приметы времен года.
Содержание: детям предлагается рассмотреть символические картинки времен года, определить их название и очередность. Затем педагог расставляет напротив карточки с изображением примет и явлений каждого времени года.
Детям предлагается найти лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить свой выбор.
(СЛАЙД 4) Интересная для детей игра с фигурами 48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина.
Игры с фигурами Дьенеша разнообразны и не ограничиваются вариантами. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.
Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:
- Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.
- Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.
- Размеру. Большие и маленькие.
- Толщине. Толстые и тонкие.
Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакам: форме, цвету, размеру и толщине. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.
Д/игра «Цепочка или паровозик».
Варианты игр.
- чередуя детали по определенному признаку.
Например,
-по цвету: синяя, желтая, синяя, желтая…
- по размеру: маленькая, большая, маленькая, большая…
- по форме : квадрат, круг, квадрат, круг…
Метод сравнительного анализа
(СЛАЙД 5) Сравнительный анализ – метод анализа объектов, при котором производится сравнение нового состояния объекта со старым. («Что изменилось», «Найди отличия»)
Д/игры «Подумай и ответь».
Цель: упражнение детей в определении старшинства людей относительно друг друга; развитие чувства уважения к пожилым людям. Развитие логического мышления.
Материал : картинки людей разного пола и возраста.
Содержание: воспитатель выставляет в ряд 6 картинок с изображением людей и просит детей расставить их от самого младшего до самого старшего правильно.
(СЛАЙД 6) Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами» предшествует формированию одного из важнейших общеобразовательных умений – умение классифицировать объект и развивает логическое мышление дошкольников. Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов. (СЛАЙД 7) фото детей
Метод моделирования и конструирования.
(СЛАЙД 8) Моделирование и конструирование — это одно из средств познания действительности.
Д/игры «Собирай – ка»
Цель: закрепление названий и очередности дней недели, закрепление порядкового числа и цифры, обозначающих дни недели; развитие зрительного восприятия целого.
Материал : карточки (7 штук, разделенные на три части (число – цифра – название дня недели) по типу пазлов.
(СЛАЙД 9) «Палочки Кюизенера» — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.
В игре «Палочки Кюизенера» дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать (6 <7, 7 > 6). В подготовительной к школе группе дети учатся складывать и вычитать (5+3=8,
9-5=4, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.
(СЛАЙД 10) Метод вопросов.
Кроссворды, ребусы.
Задания: «Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко, арбуз, помидор ….).
«Что бывает желтое в природе?»
(одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, цыпленок ….).
«Когда это бывает?» (зима, лето, весна, осень)
(СЛАЙД 11) Решение логических задач.
Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки. Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?
Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.
В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.
(СЛАЙД 12) фото детей.
(СЛАЙД 13) Метод экспериментирования и опытов.
Экспериментирование деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
При этом «превращения», которые ребенок выполняет с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают умственные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
С целью развития у детей старшего дошкольного возраста умений выполнять элементарные логические операции детям предлагают задания, как с наглядностью, так и без нее, на разных занятиях, в процессе игровой деятельности. Ниже представим несколько из заданий.
1. Определение размера : выбери все предметы такого же размера, как этот мяч; найди стол такой длины, как лента; выбери все предметы, что тяжелее, чем кубик и тому подобное.
2. Соотношение части и целого: детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол ножка, двери замок, окно форточка, картина рамка, машина колесо, сумка ремень, сапоги шнурки, телевизор антенна и тому подобное.
3. Построение пар из картинок: выбери предметы для маленького и большого попугая, выбери кровать для куклы по размеру. На этом этапе можно использовать и карточки для индивидуальной работы с детьми. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование, поскольку в таких вариантах им не предлагали материалы для проведения практических действий.
Для установления различных свойств величины проводится экспериментирование:
1) На разном расстоянии от ребенка находятся два предмета, тот, что ближе, кажется больше по размеру. Дети пробуют сравнить предметы сначала на глаз, а потом с помощью измерения (условная мерка).
2) Сравнения части и целого. Детей подводят к пониманию того, что часть всегда меньше, чем целое. Дошкольникам предлагаются такие задания : что легче, торт или его кусочек? что тоньше, лента или ее кусочек? что больше, лист, или его часть? и тому подобное.
Цель формировать у детей умения выполнять измерения разных предметов, экспериментировать с жидкими и сыпучими веществами, усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы (работа с предметами, разными веществами, карточками).
Эксперимент во всех случаях проводится одинаково. Детям показывают объекты, и спрашивают, одинаковы ли эти объекты (например, одинаковый ли уровень воды в обоих сосудах) Дети отвечают: «Одинаковый». Затем на глазах испытуемого изменяют форму одного из предметов : воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы.
После этого испытуемого опять спрашивают: «одинаково ли воды в двух сосудах? Как это можно проверить?». После этого дети выполняют действие наоборот, опять переливают воду в тот же сосуд и делают вывод: с изменением формы количество жидкости не меняется.
Все задания условно можно распределить по разным параметрам величины.
1. Задание на определение размера, высоты, ширины, длины предметов.
2. Задание на определение массы.
3. Задание на определение объема сыпучих и жидких предметов.
4. Задание на ориентирование в пространстве.
5. Задание на ориентирование во времени.
Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объяснением значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.