Кристина Селихова
Внедрение в образовательную деятельность новых педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Терехова Э. Ю., Селихова К. Н.
г. Мичуринск, МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида «Яблонька»»
ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Публикация «Внедрение в образовательную деятельность новых педагогических технологий» размещена в разделах
Слово «технология» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов – «techne» и «logos». Первое в буквальном переводе означает искусство, мастерство, второе – слово, знание, учение. В русском словаре за словом «логос» прочно закрепилось значение «наука», поэтому термин «технология» может быть переведен как «наука об искусстве» или «наука о мастерстве» или «знание об искусном, мастерском выполнении какой-либо деятельности».
В свою очередь педагогическая технология может рассматриваться как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. Г. Ривина, Л. Н. Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И. П. Раченко, Л. Я. Зориной, В. П. Беспалько, М. В. Кларина и др. Поэтому можно говорить о том, что педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.
Таким образом, суть определения понятия «технология» можно рассматривать как процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов [5].
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности.
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса [6].
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности [3].
Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, на наш взгляд, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике : традиционные и инновационные педагогические технологии.
К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70-90-ые гг.).
Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях. Другими словами, инновационная педагогическая технология – это системный процесс диагностически направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.
Однако, практическая работа в сфере образования показала, что разумное сочетание новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и форм педагогического взаимодействия дает прекрасный результат.
Проиллюстрируем это одним примером.
Гордость за свою страну, уважение к ее героям, чувство сопричастности к событиям, переживаемым обществом, – все это называется патриотизмом. И воспитанию этого важнейшего чувства в системе образования уделяют особое внимание. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов» [1]. Во ФГОС начального общего образования к итогам освоения образовательной программы относят «ценностные ориентации обучающегося. в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.». Налицо преемственная связь в воспитании гражданина, человека, осознающего свою принадлежность к обществу и несущего ответственность за все, что в этом обществе происходит.
Однако первая ступень образовательной системы – дошкольное об-разование. И хотя во ФГОС ДО нет прямого указания на формирование патриотических чувств у детей, основные принципы дошкольного об-разования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [2]. Очевидно, что это положение как раз и является фундаментом для последующего формирования патриотиз-ма, гражданственности.
Было бы самонадеянно поставить цель воспитать патриотов из до-школьников, поскольку патриотизм как одна из высших ценностей скла-дывается в течение всей жизни, связан с приобретением соответствующего опыта, зависит от многих сопутствующих факторов и влияний.
В дошкольный период можно только начать формировать у ребенка любовь к малой Родине, к месту, где он проживает с семьей, родственниками, близкими и значимыми для него людьми. Именно они могут помочь – или помешать – этому процессу.
Задавшись целью узнать, насколько педагоги готовы к выполнению данного социального заказа, мы провели опрос среди работников дошкольного образования г. Мичуринска. В опросе приняли участие 16 педагогов из разных дошкольных образовательных организаций. Большинство воспитателей и работников ДОО имеют среднее специальное образование, менее трети педагогов – высшее образование.
Как отмечает Е. Коротаева, это является серьезной проблемой для оп-тимальной образовательной деятельности в детском саду, поскольку специфика работы с дошкольниками требует особых знаний в области как общей педагогики, так и специальной педагогики, психологии, анатомии и физиологии и т. д. [4, с. 92]. Определенные трудности возникают при разработке и внедрении в образовательный процесс ДОО инновационных направлений развития, индивидуальных познавательных маршрутов для детей, образовательных траекторий развития для сотрудников и педагогов. Как правило, все эти новации опираются на базу педагогических знаний, психологических основ деятельностного подхода, апробированных методов воспитания и т. д. Но если эта база отсутствует, то многие из предложенных разработок начинают пробуксовывать, не реализуются в запланированном формате, что приводит к их дискредитации, несмотря на то, что сами идеи могут быть достаточно нужными и важными. Поэтому существует опасность того, что если предложить новое направление воспитательной деятельности (например, формирование любви к малой Родине, то педагоги не выделят его в самостоятельную, значимую область, а просто эпизодически станут наполнять им имеющиеся направления развития: речевое – «Сегодня мы расскажем об истории города Мичуринска», физическое – «У нас физзарядка на тему прогулки по главной улице города Мичуринска», математическое – «Строим Мичуринск будущего из разных деталей конструктора» и т. д. Собст-венно, сам этот подход неплох, но в нем нет единого стержня, целенаправленности, поэтому как осознанное воспитательное направление оно не зафиксируется в сознании дошкольников [4, с. 93].
В связи с этим наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т. к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и для общества в целом.
Поэтому традиционные формы и методы работы по краеведению в данной работе целесообразно заменить педагогической технологией приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства города Мичуринска.
Основная идея технологии в том, что освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям – это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технология строится на принципах:
- культуросообразности;
- учета возрастных особенностей детей;
- эстетизации;
- интегративности;
- системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.
Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле:
знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.
Представленная технология, включающая учебно-методический материал, подборку народных игр, сказок, легенд, праздников; коллекцию описаний народных ремесел Тамбовской области; видеоматериалы по приобщению к народным промыслам (экскурсии в музей; встречи с народными мастерами; демонстрация способов работы мастеров; знакомство с природными материалами, отличается доступностью и способностью воспроизводимости в любой дошкольной образовательной организации.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01 февраля 2011 г. № 19644 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // https://fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
3. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, И. Д. Никандров. – М. : Педагогика, 1990.
4. Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. Насколько готовы педагоги к решению этой задачи? / Е. Коротаева // // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 90-95.
5. Мантурова, Т. Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» / Т. Мантурова // Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-doshkolnogo-obrazovanija-sovremenye-pedagogicheskie-tehnologi.html
6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2002.