Ирина Масакова
Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.
Публикация «Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОУ» размещена в разделах
Одним из важнейших условий совершенствования и реформирования системы дошкольного образования является внедрение инноваций в работу образовательного учреждения. В условиях жесточайшей конкуренции, в которой находятся современные дошкольные образовательные учреждения, каждое из них тем или иным образом становится участником инновационной деятельности, которая даёт возможность быть конкурентно-способным на рынке образовательных услуг. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении и распространении новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Одним из участников такой инновационной деятельности стал детский сад №26 города Арзамаса. На базе его была открыта экспериментальная площадка, участниками которой стали педагоги и воспитанники одной из групп. Среди ряда существующих инновационных технологий основной для нас стала познавательно-исследовательская деятельность, целью которой является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Целью нашего эксперимента стала разработка педагогического сопровождения освоения детьми обобщенных способов составления творческих рассказов по серии картин. Объектом исследования были дети дошкольного возраста.
Методика, используемая в практике речевого развития детей дошкольного возраста, ориентирована преимущественно на формирование умения связно высказывать мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Вместе с тем, рассказы детей одинаковые, страдают скудностью, ребёнок сам не строит рассказ, а повторяет образец с незначительной интерпретацией. Использование традиционных методов и приемов в этом направлении не дает нужных результатов. Поэтому мы, педагоги, стали применять в работе над развитием связной речи у детей современные образовательные технологии – это технология ОТСМ (Общая Теория Сильного Мышления – автор Хоменко Н. Н.) , ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач – автор Альтшуллер Г. А., а также метод составления загадок (автор Нестеренко А. А.). Главной их целью является, с одной стороны, развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой, поисковой активности, стремление к новизне и творческого воображения. В этих технологиях существуют методы и приёмы, позволяющие создать творческий продукт высокого уровня даже ребёнку. Дошкольник может научиться составлять рассказы, сказки, загадки, становясь при этом творцом, а не пассивным наблюдателем. Таким образом, решается одна из главнейших задач современного образования – воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Использование вышеперечисленных технологий при обучении творческому рассказыванию позволило достигнуть определённых результатов, полученных на основе проведённых исследований.
На начальном этапе работы по данной теме детям предлагались различные методики, позволяющие определить исходный уровень сформированности мыслительных процессов, творческого воображения и речи дошкольников. Так, анализ данных, полученных в результате проведения методики «Придумай рассказ» показал, что у 61,5% детей умение придумывать рассказ было сформировано недостаточно. Это позволило говорить о том, что их речевая деятельность характеризовалась недостаточно широким варьированием различных речевых средств и способов проявления творческого мышления и воображения, необычности и оригинальности сюжета рассказа. У 23,1% детей данное умение не было сформировано. Это свидетельствовало об отсутствии достаточного умения составлять творческие рассказы, о трудностях при создании нового продукта речевой деятельности – нового рассказа. 15,4% детей от общего количества при составлении рассказа отличало следующее: разнообразие образов, впечатлительность и эмоциональность, достаточно необычный и оригинальный подход к решению поставленной задачи. Следовательно, это позволило говорить о сформированности данного умения у этих воспитанников.
На заключительном этапе была произведена оценка разных сторон речи с помощью диагностической тетради О. Н. Сомковой, З. В. Бадаковой, И. В. Яблоновской «Путешествие по стране правильной речи». Каждому ребёнку была предложена тетрадь, оформленная в форме путешествия, в которое ребёнок отправляется с игровым персонажем. Всё путешествие разделено на этапы, позволяющие диагностировать разные стороны речевой деятельности: богатство словарного запаса, грамматическую правильность, звуковую культуру, связность речи, художественно-речевые проявления, освоение грамоты. Последовательность этапов определяются степенью сложности упражнений – от более простых к более сложным. Анализ результатов проведё нной диагностики следующий: 63,5 % из числа обследованных детей – это воспитанники с уже сформированным навыком составления творческих рассказов по серии картин.
Таким образом, благодаря целенаправленной работе с применением современных технологий значительно повысился уровень развития воспитанников: они стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев, у детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок.
Можно с уверенностью сказать, что создание экспериментальной площадки на базе ДОУ №26 и внедрение инновационных технологий, как условий её деятельности, способствовало повышению качества образования в целом. Итогом данной экспериментальной работы является то, что у дошкольников появился устойчивый интерес к работе с серией картин, при этом она стала носить более творческий и оригинальный характер. Такая деятельность способствовала повышению профессионального мастерства и компетенции самих педагогов, привлекая их интеллектуальные ресурсы для решения воспитательно-образовательных задач. Таким образом, применение инновационных технологий является неотъемлемой частью современного дошкольного образования, выводя его на качественно-новый уровень и значительно улучшая существующую образовательную ситуацию.
Литература:
1. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок/ Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. – М. : АРКТИ, 2010. – 28с.
2. Бадакова З. В., Сомкова О. Н., Яблоновская И. В. Путешествие по Стране Правильной Речи – Детство-Пресс, 2002 г., 24 с.