Ольга Микушева
Внедрение технологии «семейные краеведческие батлы» в непрерывную образовательную деятельность ДОО в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Перевод иностранного слова «battle» наверно известен каждому человеку, изучающему английский язык. Ведь это довольно распространенное слово, встречающееся не только в исторической литературе, но и в современной жизни. Оно обозначает битву, соревнование, поединок, турнир или сражение.
Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес дошкольников. Они используют различный занимательный познавательный материал, сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.
Публикация «Внедрение технологии „семейные краеведческие батлы“ в непрерывную образовательную деятельность ДОО в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности для детей и именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Подобная работа может быть эффективной только при усвоении активного привлечения родителей. Поэтому необходимо по мере возможности, привлекать родителей. Это могут быть различные домашние задания творческого характера, участие в развлечениях и праздниках, что создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринуждённо. Элемент соревнования, часто присутствующий в таких мероприятиях, способствует стимулированию познавательной активности детей.
Знакомство с малой Родиной в ДОУ может проводиться как в традиционной форме, так в нетрадиционной: интегрированные занятия, КВН, игры-викторины, путешествия. Особый интерес вызывают семейные краеведческие батлы.
Они позволяют обобщить и систематизировать знания детей и родителей о родном крае. Познание ближайшего окружения превращается в интересный процесс совместного взаимодействия детей со взрослым открытия мира.
При организации такой работы заметны хорошие результаты в развитии познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребёнка, сплочению членов семьи.
Интелектуальные семейные краеведческие батлы, это одна из технологий познавательного развития дошкольников, которая направлена на патриотическое воспитание детей. К ней проявлен интерес со стороны воспитанников, педагогов, родителей. Знание по краеведению помогают детям и взрослым по-новому взглянуть на привычные вещи, они стремятся узнать историю своей семьи, города, края; дети активно принимают участие в семейных краеведческих батлах, проявляют желание и в дальнейшем заниматься краеведением.
Цель интеллектуальных батлов :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Проводя подготовительные этапы семейных краеведческих батлов ставятся следующие задачи:
- Знакомить детей и родителей с ближайшим окружением; достопримечательностями села и Белгородской области; знаменитыми людьми, творчеством отдельных писателей, поэтов, композиторов, художников; с предприятиями, их продукцией; с животным и растительным миром Белгородской области.
- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике города.
- Воспитывать у дошкольников и взрослых патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину»; привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; гуманные, экологически целесообразное отношение к природе; любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым; гордость за своих предков; эмоционально – ценностное отношение к краю.
- Приобщать дошкольников и взрослых к современной жизни города, желание посещать музеи, театры, участвовать в городских праздниках; развивать любознательность и интерес познанию родного края.
Игровые интеллектуальные батлы проводятся в рамках образовательной программы и являются образовательной акцией, направленной на познавательное развитие детей. Участниками интеллектуального семейного краеведческого батла могут стать все желающие, семейные команды воспитанников, посещающих МДОУ.
Какова же технология подготовки воспитателей ДОО к разработке и организации краеведческих батлов?
Технология включает несколько этапов.
Организационный
Подготовительный
Основной
Награждение участников
Публикация материалов о проведении в СМИ и на сайтах
На первом этапе для организации и проведения батлов создается творческая группа из состава педагогов МДОУ, в компетенции которой:
- разработка сценария и правил проведения батлов;
- демонстрационное оформление мероприятия;
- контроль над ходом подготовки.
На втором этапе проходит подготовка семейных команд.
В батле принимают участие две-три семейных команды. Каждой команде предлагаются направления, по которым будет проводиться батл, определяется время на подготовку и поиск информации. Творческая группа осуществляет консультирование и помощь в подготовке участников.
Третий этап – проведение батлов.
Участники конкурса, гости, жюри собираются в торжественной обстановке музыкального зала и своими знаниями доказывают правильный ответ на вопросы конкурса.
Четвёртый этап - награждение участников.
Победители награждаются памятными дипломами организации и сувенирами, изготовленными как умельцами ДОУ, так и мастерами Белгородской области.
Пятый этап - это публикация материалов о проведении батла в СМИ и на сайте ДОУ.
Использование в образовании краеведческих батлов способствует повышению познавательного интереса детей, их эмоциональной отзывчивости на происходящее, так как сам по себе батл – это соревнование кто лучше (кто больше) знает: кто больше знает о городе, его истории, достопримечательностях, растениях, улицах и другое. Батл имеет в своей сущности особый эмоционально-соревновательный фон, который в своем роде представляет собой некое притязание на признание, самоутверждение перед сверстниками. В батле дети как бы самоутверждаются в определенной заданной теме, в частности в знаниях о родном крае (городе). Это азарт, веселье, радость. Специфика батла заключается в том, что, давая одно и тоже задание двум детям и (или семьям, командам, дети и их родители вынуждены работать с очень большим количеством информации, для того, чтобы в батле на эту тему одержать победу над своим оппонентом или соперником. Таким образом, ребенок, ставя перед собой цель – победить, использует различные средства получения этих знаний: задает вопросы родителям, уточняет свои представления, беседует с родителями и педагогом, получает новые знания и представления посредством книг, интернета, экскурсий, целевых прогулок с родителями. При этом, правильная постановка вопроса обеспечивает большую активность восприятия, возбуждает и направляет самостоятельную мысль детей, побуждает пытливость, подводит к выводу. А такие методы как наблюдение и поисковая деятельность в батле занимает ведущее место среди «способов получения знаний».
При организации батлов родителям и педагогам необходимо занимать позицию равноправного партнера, по мнению Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, «ненавязчиво рекомендуя детям различные способы их более рациональной деятельности, выполняемой вместе с ними; позицию создателя развивающей среды, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно.