Татьяна Тимушкина
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в совместную деятельность учителя-логопеда и детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с речевыми нарушениями. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОО, решаются следующие задачи:
Публикация «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в совместную деятельность учителя-логопеда и детей» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
1. Повышение качества коррекционно-образовательной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
2. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время организованной образовательной деятельности.
3. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.
Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.
Информационно- коммуникационные технологии подразумевают использование:
информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение
информационных носителей : DVD, CD, флэш-памяти
мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др.
аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски
Контингент дошкольников, воспитывающихся в нашем детском садике, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. И преодоление речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе информационных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.
Еще К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникает проблема, где найти материал и как лучше его продемонстрировать? Необходимость повышения качества наглядного материала самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как учителя-логопеда, большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка.
Для устранения нарушений слоговой структуры слова и развития лексико-грамматической стороны речи я использую логопедическую технологию Надежды Сергеевны Четверушкиной. В основу этой технологии положен принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений, а так же классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
К каждому типу слоговой структуры слова у данного автора подобраны разнообразные игры и игровые упражнения. И к этим упражнениям прилагается СD диск c обширным картинным материалом (около 500 иллюстраций). Не надо искать наглядный материал к упражнениям,весь наглядный материал можно увидеть на экране монитора.
В своей работе я использую собственно разработанные презентации, готовые презентации с интернет ресурсов. Презентация позволяет мне акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала, активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к обучению. Применяю я презентации на этапах подготовки речевого развития аппарата к постановке звуков, на этапах автоматизации звуков. Использую в работе с родителями.
Так как автоматизация звука затруднена, если у ребёнка слабо развиты фонематический слух и восприятие, для развития фонематических процессов я применяю логопедические технологии Татьяны Александровны Ткаченко. Авторские разработки данного автора представлены в пособии «Домашний логопед». К данному пособию прилагается СD диск с аудио материалом. Здесь включены поэтапные упражнения для развития фонематических процессов, который я тоже использую в своей работе.
Одной из главных проблем в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи является мотивация.
Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Для поддержки мотивации в процессе коррекционно-педагогической деятельности я использую современные интерактивные игры портала «Мерсибо».
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой, я использую в своей работе такую инновационную технологию как «Мерсибо» и пользуюсь интерактивными играми при автоматизации звуков. Прежде всего надо отметить, что интерактивные игры портала «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:
являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
требуют участия взрослого, совместной деятельности;
несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
создают ситуацию успеха и достижения цели;
стимулируют познавательное развитие детей.
Работа в этом направлении позволяет мне достичь определенных результатов:
- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
- улучшение речевого продуцирования;
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);
- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная);
- активизация и развитие высших психических функций,
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
При использовании компьютерных программ во время образовательного процесса я соблюдаю правила безопасной работы с компьютером, учитываю и негативные моменты при работе с техникой. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. Не использую компьютер одновременно для занятия двух и более детей, независимо от их возраста. За компьютером проводятся только индивидуальные занятия. Экран видеомонитора находиться на уровне глаз на расстоянии не ближе 50 см. Подгрупповые формы работы проводятся в интерактивном кабинете.
До начала занятия для предупреждения переутомления глаз проводится зрительная гимнастика. По окончанию занятия повторяю с ребенком зрительную гимнастику.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.