Царегородцева Виктория
Внедрение образовательного модуля робототехника, как средство развития у дошкольников способностей к техническому творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
1.1Выбор темы опыта.
Выбор темы моего опыта обоснован тем, что инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Формирование мотивации развития и обучения у дошкольника, а также развитие у него творческой и познавательной деятельностей - главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Публикация «Внедрение образовательного модуля робототехника, как средство развития у дошкольников способностей к техническому творчеству» размещена в разделах
Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Причём, не только с использованием традиционных материалов: кубиков, деталей лего - конструкторов, бумаги и способам работы с ними, но и новых: конструкторов «Первороботов – лего «VEDO», и других современных конструкторов для тренировки мелкой моторики рук, развития первоначальных технических и сенсомоторных навыков, зрительно – моторной координации, а так же развития мыслительных процессов и творческих способностей.
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству. Однако, отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.
Кроме того, существуют противоречия между:
- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием Лего-конструкторов и первороботов Lego We DO;
- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающейсреды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
1.
- возрастающими требованиями к качеству работы педагогов и недостаточным пониманием педагогами влияния конструкторских технологий на развитие личности дошкольников
Все эти проблемы можно решить с помощью внедрения в современном детском саду работы по робототехнике как первому шагу приобщения дошкольников к техническому творчеству.
1.2. Актуальность опыта
Современный мир ставит перед образованием не простые задачи : учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
«Инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства. (Президент Р. Ф. В. В. Путин)
1.3. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ.
Предполагаемый конечный результат инновационной деятельности – практическое воплощение в виде нового содержания, методов, форм организации образовательного процесса ДОУ, нового подхода к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, новых форм дошкольного образования.
1.4. Цели и задачи передового педагогического опыта.
Цель: Способствовать развитию технических способностей детей дошкольного возраста посредством организации работы по техническому
конструированию. 2.
Задачи:
Сформировать у детей устойчивый интерес к техническим играм.
Создать условия в группе для самовыражения личности каждого ребенка посредством технических игр, поддерживать инициативу в области технического образования.
Способствовать развитию и тренировке мелкой моторики рук, первоначальных исследовательских, технических и сенсомоторных навыков, зрительно – моторной координации, а так- же развитию мыслительных процессов и творческих способностей детей.
Апробировать методы и приемы работы с детьми.
Способствовать реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием робототехники.
1.5. Характеристика используемых источников
Фундаментальная значимость проблемы технического развития дошкольников привлекала внимание многих педагогов и психологов.
Этой теме посвящено огромное число экспериментов и теоретических исследований /Н. Н. Подцьяков, А. П. Усова, Е. Л. Панько, Лурия А. Р., Рубенштейн, Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Подцъяков., Л. А. Парамонов С. Л. /. Кайе В. А., Комарова Л. Г., Варяхова Т. /
В общем виде их взгляды на техническое развитие детей можно рассмотреть следующим образом :
детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития (разработки педагогов Н. Н. Подцьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько);
психолого-педагогические исследования (Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Подцъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают эффективный способ развития интереса у детей к техническому творчеству - практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов в процессе специально организованного обучения в образовательной среде с помощью робототехники.
Исследования учёных и отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
2. Основная часть
Работа делится на несколько этапов:
1 этап – изучение возможностей внедрения современных видов конструкторов как первая ступень робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий.
Главная цель на данном этапе: заинтересовать и увлечь детей новой деятельностью.
На первом этапе используются следующие методы и приемы работы:
• Знакомство детей с конструкторами «Перворобот – LEGOWEDO»
• Вовлечение детей в процесс игры с конструкторами;
• Анкетирование родителей с целью выявления их желаний и потребностей занятий с детьми данной деятельностью;
• Подбор и изучение литературы по данному вопросу;
• Моделирование развивающей среды и педагогического процесса в соответствии с задачами по реализации технической деятельности.
На втором этапе работа имеет несколько направлений:
• Индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в осуществлении работы по конструированию;
• Использование коллективных или подгрупповых игр;
• Усложнение игр;
• Работа с родителями по разработке детско-родительских проектов
Система работы заключается в том, что воздействие на каждого ребенка - разностороннее.
Оно оказывается как прямо, так и непосредственно через воспитателя, родителей и группы сверстников.
Основные задачи:
-научить детей сопоставлять реальные детали конструктора с деталями на экране компьютера,
-выполнять действия в определённой последовательности, в соответствии со схемой постройки
Большое внимание уделяется таким приемам, как показ, объяснение, поощрение.
Технические игры на этом этапе усложняются: собранная фигура при помощи датчиков движения, звука, расстояния, наклона приводится в движение, озвучивается и т. д, что позволяет сделать модель маневренной, «умной». Кроме того, дети учатся работать в подгруппах: кто – то собирает фигуру, кто – то озвучивает, кто – то задаёт количество движений.
На данном этапе детям предоставляется возможность составить рассказ об игрушке, о том, каким образом она получилась. Таким образом, развиваются коммуникативные и речевые навыки.
Вырабатываемые технические навыки на втором этапе работы способствуют развитию мелкой моторики рук, первоначальных технических навыков, зрительно – моторной координации, развитию мыслительных процессов и творческих способностей.
А все это, в свою очередь, определяет эффективность работы и на третьем этапе.
3 этап (обобщающий) - осуществление распространения опыта среди ДОУ района, СМИ, на сайте ДОУ, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.
3. Заключение
Выводы и оценка продуктивности реализации опыта планируется выявить на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
В результате успешной реализации опыта планируется достижение следующих результатов:
Создание в ДОУ новых условия обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием Лего- конструирования и первороботов Lego WE DO, в рамках реализации вариативной части образовательной программы детского сада.
Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
У детей:
Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке моделей; 5.
Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия, творческая инициатива;
Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Имеются представления:
- о деталях конструктора и способах их соединений;
устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- о связи между формой модели и ее функциями.
Формами подведения итогов и контроля деятельности являются:
наблюдение за работой детей на занятиях;
участие детей в проектной деятельности;
в выставках творческих работ дошкольников.
Уровни развития :
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Частично сформировано: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
Не сформировано: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь
Умение проектировать по образцу и по схеме :
Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Частично сформировано: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.
Не сформировано: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя.
Умение конструировать по пошаговой схеме:
Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Частично сформировано: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.
Не сформировано: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.
В исследовании участвовало 30 воспитанников 6-7 лет
Даты проведения мониторинга 1.09.2018г.
Сформированно 10 детей
Частично сформировано 11 детей
Не сформировано 9 детей
1.05.2019г.
Сформировано 17 детей
Частично сформировано 8 детей
Не сформировано 5 детей
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится педагогическая диагностика уровня развития конструктивных способностей.
4. Приложения
Перечень используемой литературы
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11.-С. 32-38
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. : Гардарики, 2008. - 118 с.
5. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно игровых комплексов. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. - 131 с.
6. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
7. Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методичсекое пособие. -М: ТЦ Сфера. 2015.-128с.
8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
9. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. - 37 с.
10. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М. С. Ишмакова. -Всерос. уч. -метод. центр образов. Робототехники. - М. :Изд. -полиграф. центр «маска».-2013.-100с.
11. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
12. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab) : Справочное пособие. - М. : ИНТ, 1998. -150 с.
13. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 104 с.
14. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М. : Академия, 2009. - 97 с.
15. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-
16 - Перворобот Lego WeDo - Электронные данные. - Lego Group, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
17. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
18. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. - СПб, 2001, - 59 с.
19. Селезнёва Е. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) - М., 2007.- 44с.
20. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotionok.htmE
21. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 20142016гг.» (https://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pd Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (https: // detsadl39.ru /doc/рг _ robototechnika. pdf)
22. Урадовских, Е. А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. - 2005.-№ 2 - С. 15-22.
23. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М. : Сфера, 2012.-144 с.
Список сайтов
1. https://www.int-edu.ru/
2. https://www.lego.com/ru-ru/
3. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4.«HC-nopTan»https://nsportal.ru/detskiv-sad/materialv-dlva- roditeley/2013/01/05/konsultatsiva-dlya-roditelev-zdorovoe-pitanie
5. Образовательный портал «фгос-игра. рф» http ://фгос-игра. рф
6-https://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaia-robototehnika- dli a-doshkolnikov.html
7-https://nsportal.ru/detskiv-sad/konstruirovanie-ruchnov-trud/2015/08/04/perspektivnoe-
planirovanie-po-lego
8. https://www.int-edu.ru/
9. https://www.lego.com