МААМ-картинки

Внедрение образовательного модуля робототехника, как средство развития у дошкольников способностей к техническому творчеству

Царегородцева Виктория
Внедрение образовательного модуля робототехника, как средство развития у дошкольников способностей к техническому творчеству
▼ Скачать + Заказать документы

1. Введение

1.1Выбор темы опыта.

Выбор темы моего опыта обоснован тем, что инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Формирование мотивации развития и обучения у дошкольника, а также развитие у него творческой и познавательной деятельностей - главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Публикация «Внедрение образовательного модуля робототехника, как средство развития у дошкольников способностей к техническому творчеству» размещена в разделах

Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Причём, не только с использованием традиционных материалов: кубиков, деталей лего - конструкторов, бумаги и способам работы с ними, но и новых: конструкторов «Первороботов – лего «VEDO», и других современных конструкторов для тренировки мелкой моторики рук, развития первоначальных технических и сенсомоторных навыков, зрительно – моторной координации, а так же развития мыслительных процессов и творческих способностей.

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству. Однако, отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.

Кроме того, существуют противоречия между:

- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием Лего-конструкторов и первороботов Lego We DO;

- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающейсреды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

1.

- возрастающими требованиями к качеству работы педагогов и недостаточным пониманием педагогами влияния конструкторских технологий на развитие личности дошкольников

Все эти проблемы можно решить с помощью внедрения в современном детском саду работы по робототехнике как первому шагу приобщения дошкольников к техническому творчеству.

1.2. Актуальность опыта

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи : учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

«Инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства. (Президент Р. Ф. В. В. Путин)

1.3. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ.

Предполагаемый конечный результат инновационной деятельности – практическое воплощение в виде нового содержания, методов, форм организации образовательного процесса ДОУ, нового подхода к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, новых форм дошкольного образования.

1.4. Цели и задачи передового педагогического опыта.

Цель: Способствовать развитию технических способностей детей дошкольного возраста посредством организации работы по техническому

конструированию. 2.

Задачи:

Сформировать у детей устойчивый интерес к техническим играм.

Создать условия в группе для самовыражения личности каждого ребенка посредством технических игр, поддерживать инициативу в области технического образования.

Способствовать развитию и тренировке мелкой моторики рук, первоначальных исследовательских, технических и сенсомоторных навыков, зрительно – моторной координации, а так- же развитию мыслительных процессов и творческих способностей детей.

Апробировать методы и приемы работы с детьми.

Способствовать реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием робототехники.

1.5. Характеристика используемых источников

Фундаментальная значимость проблемы технического развития дошкольников привлекала внимание многих педагогов и психологов.

Этой теме посвящено огромное число экспериментов и теоретических исследований /Н. Н. Подцьяков, А. П. Усова, Е. Л. Панько, Лурия А. Р., Рубенштейн, Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Подцъяков., Л. А. Парамонов С. Л. /. Кайе В. А., Комарова Л. Г., Варяхова Т. /

В общем виде их взгляды на техническое развитие детей можно рассмотреть следующим образом :

детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития (разработки педагогов Н. Н. Подцьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько);

психолого-педагогические исследования (Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Подцъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают эффективный способ развития интереса у детей к техническому творчеству - практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов в процессе специально организованного обучения в образовательной среде с помощью робототехники.

Исследования учёных и отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

2. Основная часть

Работа делится на несколько этапов:

1 этап – изучение возможностей внедрения современных видов конструкторов как первая ступень робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий.

Главная цель на данном этапе: заинтересовать и увлечь детей новой деятельностью.

На первом этапе используются следующие методы и приемы работы:

• Знакомство детей с конструкторами «Перворобот – LEGOWEDO»

• Вовлечение детей в процесс игры с конструкторами;

• Анкетирование родителей с целью выявления их желаний и потребностей занятий с детьми данной деятельностью;

• Подбор и изучение литературы по данному вопросу;

• Моделирование развивающей среды и педагогического процесса в соответствии с задачами по реализации технической деятельности.

На втором этапе работа имеет несколько направлений:

• Индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в осуществлении работы по конструированию;

• Использование коллективных или подгрупповых игр;

• Усложнение игр;

• Работа с родителями по разработке детско-родительских проектов

Система работы заключается в том, что воздействие на каждого ребенка - разностороннее.

Оно оказывается как прямо, так и непосредственно через воспитателя, родителей и группы сверстников.

Основные задачи:

-научить детей сопоставлять реальные детали конструктора с деталями на экране компьютера,

-выполнять действия в определённой последовательности, в соответствии со схемой постройки

Большое внимание уделяется таким приемам, как показ, объяснение, поощрение.

Технические игры на этом этапе усложняются: собранная фигура при помощи датчиков движения, звука, расстояния, наклона приводится в движение, озвучивается и т. д, что позволяет сделать модель маневренной, «умной». Кроме того, дети учатся работать в подгруппах: кто – то собирает фигуру, кто – то озвучивает, кто – то задаёт количество движений.

На данном этапе детям предоставляется возможность составить рассказ об игрушке, о том, каким образом она получилась. Таким образом, развиваются коммуникативные и речевые навыки.

Вырабатываемые технические навыки на втором этапе работы способствуют развитию мелкой моторики рук, первоначальных технических навыков, зрительно – моторной координации, развитию мыслительных процессов и творческих способностей.

А все это, в свою очередь, определяет эффективность работы и на третьем этапе.

3 этап (обобщающий) - осуществление распространения опыта среди ДОУ района, СМИ, на сайте ДОУ, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

3. Заключение

Выводы и оценка продуктивности реализации опыта планируется выявить на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.

В результате успешной реализации опыта планируется достижение следующих результатов:

Создание в ДОУ новых условия обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием Лего- конструирования и первороботов Lego WE DO, в рамках реализации вариативной части образовательной программы детского сада.

Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

У детей:

Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке моделей; 5.

Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия, творческая инициатива;

Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Имеются представления:

- о деталях конструктора и способах их соединений;

устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

- о связи между формой модели и ее функциями.

Формами подведения итогов и контроля деятельности являются:

наблюдение за работой детей на занятиях;

участие детей в проектной деятельности;

в выставках творческих работ дошкольников.

Уровни развития :

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Частично сформировано: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.

Не сформировано: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь

Умение проектировать по образцу и по схеме :

Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Частично сформировано: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.

Не сформировано: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя.

Умение конструировать по пошаговой схеме:

Сформировано: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Частично сформировано: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.

Не сформировано: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.

В исследовании участвовало 30 воспитанников 6-7 лет

Даты проведения мониторинга 1.09.2018г.

Сформированно 10 детей

Частично сформировано 11 детей

Не сформировано 9 детей

1.05.2019г.

Сформировано 17 детей

Частично сформировано 8 детей

Не сформировано 5 детей

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится педагогическая диагностика уровня развития конструктивных способностей.

4. Приложения

Перечень используемой литературы

1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11.-С. 32-38

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. : Гардарики, 2008. - 118 с.

5. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно игровых комплексов. — Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. - 131 с.

6. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

7. Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методичсекое пособие. : ТЦ Сфера. 2015.-128с.

8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

9. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. - 37 с.

10. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М. С. Ишмакова. -Всерос. уч. -метод. центр образов. Робототехники. - М. :Изд. -полиграф. центр «маска».-2013.-100с.

11. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

12. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab) : Справочное пособие. - М. : ИНТ, 1998. -150 с.

13. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 104 с.

14. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М. : Академия, 2009. - 97 с.

15. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-

16 - Перворобот Lego WeDo - Электронные данные. - Lego Group, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

17. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

18. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. - СПб, 2001, - 59 с.

19. Селезнёва Е. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) - М., 2007.- 44с.

20. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotionok.htmE

21. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 20142016гг.» (https://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pd Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (https: // detsadl39.ru /doc/рг _ robototechnika. pdf)

22. Урадовских, Е. А. Художественное конструирование из деталей конструктора/ // Дошкольное воспитание. - 2005.-№ 2 - С. 15-22.

23. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М. : Сфера, 2012.-144 с.

Список сайтов

1. https://www.int-edu.ru/

2. https://www.lego.com/ru-ru/

3. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

4.«HC-nopTan»https://nsportal.ru/detskiv-sad/materialv-dlva- roditeley/2013/01/05/konsultatsiva-dlya-roditelev-zdorovoe-pitanie

5. Образовательный портал «фгос-игра. рф» http ://фгос-игра. рф

6-https://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaia-robototehnika- dli a-doshkolnikov.html

7-https://nsportal.ru/detskiv-sad/konstruirovanie-ruchnov-trud/2015/08/04/perspektivnoe-

planirovanie-po-lego

8. https://www.int-edu.ru/

9. https://www.lego.com

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчёт о реализации тематического образовательного модуля «Взрослые и дети»Фотоотчёт о реализации тематического образовательного модуля «Взрослые и дети» Автор: Кожанова Е. М. С 29 января по 9 февраля 2018 г. я 2017 г. в нашем детском саду реализовывался тематический образовательный модуль.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение образовательного модуля робототехника, как средство развития у дошкольников способностей к техническому творчеству
Опубликовано: 27 января 2020 в 03:59
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение образовательного модуля робототехника, как средство развития у дошкольников способностей к техническому творчеству» (включая файлы) размещена пользователем Царегородцева Виктория (УИ 1947104) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД