оксана кибкало
Внедрение нетрадиционных обрядовых праздников в работу с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение нетрадиционных обрядовых праздников в работу с детьми старшего дошкольного возраста
Темой моего доклада является «Внедрение нетрадиционных обрядовых праздников в работу с детьми старшего дошкольного возраста».
Если ребёнок родился и рос
На родной стороне, среди русских берёз,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Публикация «Внедрение нетрадиционных обрядовых праздников в работу с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Эту заповедь предков в душе сбережёт,
Только радость и счастье с собой принесёт.
Задача музыкально-образовательной деятельности – дать элементарные музыкально-теоретические сведения, способствовать проявлению музыкального вкуса.
Дошкольный возраст важный этап формирования личности ребёнка. Ребёнок начинает проявлять своё отношение к людям, к тому, что его окружает. К концу старшего дошкольного возраста уже сформирован ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребё нка: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже усвоенных приёмов работы к новому содержанию, нахождение новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами.
Для развития у детей творческих способностей, эстетического вкуса я использую произведения музыкального и устного фольклора, которые в интересной форме передают детям народную мудрость, накопленную многими поколениями, и приобщают к прекрасному. Народное искусство, и особенно народная музыка, вызывает у детей большой интерес, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие, без которых невозможны творческие проявления.
Знакомство с музыкальным фольклором, с датами народного календаря, с укладом жизни, обычаями русского народа я провожу на музыкальных занятиях, досугах. «Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью народного творчества. Это русские народные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки и сказки. Но огромный пласт русского фольклора остаётся не тронутым! Бытовые песни и причеты, заклички и приговорки, дразнилки, поддёвы и остроты, русские народные игры и календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией. Вот тут нам и поможет проведение так называемых, нетрадиционных обрядовых праздников. Например, от «Семёного дня, до Кузьминок», «Настасьюшкина свадьба», «Вербное воскресенье».
Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала. Усилиями пед. коллектива и родителей в нашем саду появился музей-изба. Мы, с детьми часто посещаем музей, созданный в нашем дошкольном учреждении, где обстановка, предметы быта, утварь помогают понять детям, что они часть великого русского народа, пробуждают душу, воспитывают чувство красоты, любознательность и создают благоприятные условия для творческих проявлений детей. Каких экспонатов там только нет: самотканые коврики и дорожки, старинный сундук, ухваты, кочерга, медный самовар. Одним из украшений нашего музея является старинная печь, которую мы сделали мобильной, прикрутив к низу колёсики. Эта печь, на которой, например, выезжает Емеля или Колобок, становится украшением любого праздника. Неотъемлемыми атрибутами на праздниках являются и другие экспонаты нашего музея – глиняная посуда, сундуки. Невесты «прядут» приданое за настоящей прялкой. А что за коробейник без коробов с различным товаром. Украшают короба орнаментальные узоры, характерные для разных районов нашей Саратовской области. Ну, и конечно же, какое чаепитие без большого медного самовара, вокруг которого так приятно собраться всей семье. Украсили наш музей и куклы – обереги. Интересна история их появления в нашем музее. Один из таких оберегов попал к нам из Петровского района Саратовской области. Этот экспонат заинтересовал многих родителей и на одном из родительских собраний был проведён мастер класс по их изготовлению. Лучшие работы и украшают наш музей.
Главной целью этой работы является воспитание ребёнка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Используя средства народной педагогики и близкие образы народной культуры, у детей формируется миропонимание и целостное её восприятие, развивается эмоциональная сфера и сенсорные способности ребёнка, музыкальный слух, творческая деятельность.
Мы начинаем знакомить детей с фольклором со II группы раннего возраста (колыбельные, потешки и т. д.) Но осознанно фольклор дети начинают воспринимать со старшей группы (лирические песни, заклички и т. д.). В подготовительной группе дети знакомятся уже с народным календарём, народными обычаями и обрядами, бытом, укладом жизни, жанрами литературного фольклора. На праздниках обязательно присутствуют элементы народного театра, народная хореография, музыкально-фольклорные игры и игра на шумовых народных музыкальных инструментах.
В подготовительной группе у детей углубляются сведения о народном календаре. Например, осень – это и время сбора урожая, и капустных вечёрок, свадеб, ярмарок. Подробно ведётся разговор о каждом обряде, а уж особенно о свадьбе, её этапах: сватовство, девичник, свадебный поезд жениха, благословение, свадебный пир.
Так, в ноябре, я провожу праздник «От Семёного дня – до Кузьминок», где собраны все самые яркие осенние обряды, от похорон мух и комаров (Семёнов день, свадьбы, ярмарки, до курячьего праздника (праздник Кузьмы и Демьяна). Яркие элементы праздника фрагмент свадебного обряда и ярмарка. Всё это смотрится на одном дыхании, т. к. все обряды объединены единым сюжетом и героями, например, Марья Искусница. По такому же принципу я строю и итоговое занятие-праздник, посвящённое весенним обрядам, хотя доминантным всё-таки является Вербное воскресенье.
Наиболее любимым у ребят остаётся игровое - театральное мероприятие «Масленица».
В работе с детьми старшего дошкольного возраста серьёзное внимание уделяется детскому пению, подразумевающему выработку певческих навыков (светлый, «полётный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция).
Специфика народно-песенного исполнительства подразумевает овладение навыками передачи эмоционально-образного содержания песни, приобретения умения импровизации на народных шумовых музыкальных инструментах. Сейчас приобретает всё большую актуальность исполнение фольклорных песен в современной обработке. Я обрабатываю песни сама. Так во время свадебного обряда мы исполняем свадебную песню «Виноград» в стиле «диско».
Игра на народных шумовых музыкальных инструментах – интересный и увлекательный вид деятельности для детей. Конечно же игра на народных шумовых музыкальных инструментах будет украшение любого фольклорного праздника. Ребята могут выступить с сольным номером. А так же аккомпанировать песням. Игра на инструментах может сопровождать игры, пляски, хороводы. Для этого очень удобны поясные и наручные бубенцы. На мой взгляд, педагоги необоснованно мало уделяют внимания этому виду деятельности, недооценивая возможности народных шумовых инструментов в формировании у ребёнка музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развития мелкой моторики пальцев, совершенствования дыхания. Кроме того, ребёнок включается в общее действо, что особенно важно для детей. Немаловажным фактором является и то, что русские народные шумовые инструменты сами по себе являются произведениями искусства – это и расписанные под палех ложки, и сделанный из бересты шаркунок, и дымковские свистульки. А чего стоят разнообразные бубенцы и трещотки.
На праздниках не последнее место отводится и непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных песенных образцов и игры на народных музыкальных инструментах развивает активное восприятие музыки, формирует эмоциональную отзывчивость и способствует накоплению фольклорного багажа.
Частью народной культуры является и фольклорный театр, действо которого чаще всего происходит в период календарных праздников. Фольклорный театр проявляется в различных формах. Участие детей в театре – не случайное явление. В форме игры, развлечения продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти, и всё это наделено глубоким смыслом.
Одной из любимых ролей является роль Мишки, которого водят по ярмарке цыгане. Здесь ребёнок должен одновременно сохранить и неуклюжую походку своего персонажа и смешно, с юмором выполнить команды своих хозяев (показать, как ребята горох воруют, как девицы белятся, да румянятся, как идут на работу и с работы). Одной из сложных для исполнения сцен является сцена сватовства. Дружка и Подружка невесты должны обладать ярким темпераментом, удалью и артистизмом. Не меньшим артистизмом должна обладать и невеста, особенно в сцене прощания с родными и подружками.
Обучение музыкальному фольклору опирается на такие виды музыкальной деятельности детей, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Но педагогический процесс по освоению традиционной культуры имеет свою специфику. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей помимо поиска игровых и танцевальных движений создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных шумовых инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.
Проведение нетрадиционных обрядовых праздников помогает детям наиболее глубоко познакомиться с русским фольклором и как можно более ярче раскрыть свой творческий потенциал.