Анфиса Юсупова
Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.
В. И. Сухомлинский
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Публикация «Мастер-класс „Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Нетрадиционное рисование – это та область, где не нужно следовать правилам.
Цель моей работы : Формирование интереса детей к изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
Исходя из цели я планирую решать следующие задачи:
1. Познакомить детей с разными техниками рисования;
2. Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов;
3. Развивать творческие способности и интерес к экспериментированию;
4. Воспитывать у детей чувство прекрасного.
В ходе работы с детьми я использую различные приемы нетрадиционного рисования :
• пальчиками,
• ладошками,
• печатками (штампы от картофеля,
• печать по трафарету,
• жесткой полусухой кистью,
• скатывание бумагой,
• оттиск смятой бумагой,
• монотипию,
• рисование восковыми мелками и акварелью,
• свечой и акварелью,
• тычком,
• оттиск поролоном,
• печаткой.
Рассмотрим некоторые из них поподробнее:
«Рисование пальчиком» ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. При этом взрослому необходимо сопровождать все действия словами одобрения. Малыши с удовольствием изучают возможности своей собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами, превратить в настоящие шедевры. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой» : ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Способ мятая бумага» : Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
«Оттиск смятой бумагой» : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Набрызг» : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Отпечатки листьев» : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Рисование на мокрой бумаге» : до недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
«Ниткография» : нитка длиной 25-30 см опускается в гуашевую краску на одной половине листа. Конец нитки выводится наружу. Лист складывается пополам, прижимается друг к другу, разглаживается. затем не снимая ладонь с бумаги, правой рукой нитка осторожно выдергивается. лист разворачивается: а нитки то волшебные!
«Монотипия пейзажная» : лист складывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Каждая из этих техник - это маленькая игра.
Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В своей работе я еще использовала технику рисования жидким соленым тестом. Мы с детьми назвали эту технику "Волшебные краски".
Когда детям предложила рисовать жидким тестом они очень удивились. Мы вместе с ними вечером готовили тесто, а затем на следующий день с удовольствием рисовали. Опыт оказался удачным.
Для детей такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.
Мы с детьми, соленым жидким тестом оживляли цветы для мам, так же оживляли весенний пейзаж.
С этим приемом нетрадиционной техники рисования я хотела бы Вас ознакомить.
Для работы надо приготовить жидкое соленое тесто.
РЕЦЕПТ:
Для приготовления необходимо: в емкость положить 1 чайную ложку блинной муки, добавить 1 чайную ложку соли слегка перемешайте и влейте воды столько, чтобы ваше тесто было густое, как на блины.
Теперь берем гуашь (одну треть чайной ложки) нужных цветов и аккуратно размешиваем без комочков. Интенсивность цвета зависит от количества добавляемой в тесто краски. Краска может храниться в течение двух недель в холодильнике.
Для основы будущего рисунка лучше использовать прессованный картон, потому что, при высыхании более тонкий деформируется.
А вот теперь самое интересное: чем больше вы нанесете краски, тем выпуклей будет картина.
После того, как картину нарисовали, положите ее в микроволновую печь на несколько секунд. У Вас на глазах краски подсохнут и вздуются.
Таким образом:
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.