Ольга Молвинских
Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – самый позитивный
период жизни человека!
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Публикация «Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта в ДОУ,» размещена в разделах
Дошкольное детство-это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития:
Физического
Интеллектуального
Эмоционального
Коммуникативного
Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, то есть акцент идёт на развитие качеств и социальную адаптацию.
Цель дошкольного образования- создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Программы
Разработка вариативных примерных образовательных программ ДО;
Формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
Взаимодействие и оказание помощи родителям
(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Учитываются:
Индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей. В том числе с ограниченными возможностями здоровья;
Возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Изменились требования к структуре образовательной программы :
Обязательная часть (60%) направлена на комплексность подхода и обеспечивает развитие детей через:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Формируемая участниками образовательных отношений (40%)
(учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов семей и педагогов, ориентирована национальных, социокультурных и иных условий в которых осуществляется образовательная деятельность.
Обе части являются взаимодополняющими.
Развивающая предметно-пространственная среда.
Содержательно-насыщена.
Трансформируемая.
Полифункциональная.
Вариативная.
Доступная.
Безопасная.
Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (с песком, водой).
Пространства для игры, конструирования. уединения, разнообразие материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Виды деятельности для детей дошкольного возраста (3-8 лет).
Игровая, сюжетно-ролевая, игра с правилами и другие виды игр.
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
Восприятие художественной литературы и фольклора;
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
Изобразительная (лепка, рисование, аппликация);
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах;
Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
В связи с переходом на ФГОС ДО возникла необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса использование современных образовательных технологий.
Используя проектную деятельность выявляются интересы ребёнка, развивается партнёрский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Такой комплексный подход является более продуктивным и современным.
Развиваются комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
Развивается познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
Условиями успешности являются: проблематизация учебного материала (удивление, любопытство); активность ребёнка-».Знания должны усваиваться с аппетитом»; связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего возраста:
Опыты –экспериментирование (Движение воздуха, воды; свойства почвы; условия жизни растений).
• Коллекционирование (виды растений; виды животных; виды транспорта; виды профессий, ракушки) и т. д.
• Путешествие по карте (стороны света; рельефы местности; природные ландшафты и их обитатели)
• Путешествие по реке времени (прошлое и настоящее человечества, историческое время например история лоскутного одеяла; история семьи; настоящее и прошлое человечества (историческое время; история жилища и благоустройства; история огня- освещение и тепло; история профессий и т. д.
Форма работы с детьми – "Умные сказки".
Самый уютный, понятный для ребёнка мир сказки, помогает ребёнку мыслить логически, развивают воображение. Речь, способность не теряться в сложных ситуациях.
Сказка путешествие.
Чтение детям сказки. но не до конца, а до того места где требуется сделать выбор и предложить сделать выбор детям (ответить, нарисовать, изобразить мимикой и пантомимикой, выкладывание с помощью геометрических фигур.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Использование ТРИЗ в НОД
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень.
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиваться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
Структура непосредственно образовательной деятельности.
Для начала это приглашение к деятельности необязательной, непринужденной:
«Давайте сегодня…»
«Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…»
«Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…
Организация пространства непосредственно образовательной деятельности :
-Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
-Свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
-Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними.
Заключительный этап.
Прежде всего, его характеризует «открытый конец» : каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.
Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Внедрение ФГОС имеет ряд потенциальных рисков. Так Александр
Асмолов отметил, что одним из основных рисков является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе.
Ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду.
Действительно, необходимость того что ребёнок должен быть подготовлен с к следующему уровню образования, никто не отменял.
Однако во ФГОСе прописано совсем другое- нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребёнка чтению, письму и т. д.
После дошкольной жизни должно появиться ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ!
Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что
«не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».
Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.
Все эти психологические характеристики лежат
в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.
Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Целевые ориентиры:
Инициативность
Самостоятельность
Уверенность в себе
Воображение
Физическое развитие
Волевые усилия
Любознательность
Интерес ребёнка
Как определяется понятие «требования к результату» в ФГОС ДО?
Как некие ценностно-целевые установки и векторы развития, некий ориентир развития.
Разработчиками ФГОС ДО на первое место ставится самоценность индивидуальности развития, воплощение возможностей развития ребенка
( акцент сделан на специфику дошкольного детства: пластичность, гибкость развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития).
Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
(Закон «Об Образовании в РФ» ст. 64)
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития ребёнка (педагогическая диагностика, однако она нужна не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач :
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
По словам заместителя декана факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Ольги Карабановой, риски внедрения ФГОС ДО есть, и главный – не опуститься до формальных оценок и буквального понимания этих показателей.
Как она пояснила, ключевая цель нового стандарта – стать навигатором, ориентиром для педагогов ДОУ, чтобы они сумели вовремя распознать и скорректировать трудности в развитии детей на ранней стадии, направить их к специалистам (психологам, логопедам и т. д., грамотно выполнить их рекомендации.
ФГОС ДО – это правила развития ребёнка, а не его обучения!