Елена Глацких
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение ФГОС в нашем детском саду затронуло всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, семью, которая стала реальным участником образовательного процесса. Однако изменения самыми первыми почувствовали сотрудники ДОУ, потому что Стандарт не может изменить работу детского сада в одну секунду. Заложенные в Стандарте требования к дошкольному образованию достаточно серьезные и предполагают проведение большой работы и хотели бы с вами поделиться нашим опытом.
Публикация «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в ДОУ» размещена в разделах
Мы задумались, так с чего же начать и как организовать нам эту работу? Как управлять процессом введения ФГОС в нашем дошкольном учреждении? Ответы на эти вопросы мы сформировали в плане мероприятий, другими словами в конкретном алгоритме деятельности по введению ФГОС.
На педагогическом совете с педагогами обсудили введение ФГОС в деятельность ДОУ и создали рабочую группу. Основными задачами рабочей группы являются: планирование организации и регулирования инновационной деятельности введения ФГОС в детском саду, повышение педагогических компетенций, создание программы саморазвития педагогов.
Далее мы приступили к изучению и созданию нормативно-правовой базы, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ, такие как
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС ДО:
• Был составлен «План внедрения ФГОС ДО на 2014-2016 год» («Дорожная карта», где поэтапно прописан план внедрения и реализации ФГОС ДО.
• Положение о творческой группе, по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
• Положение о наставничестве.
• Также были приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО должностные инструкции педагогических работников детского сада.
Далее творческая группа обратила внимание на требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программы. Одно из требований стандарта – это требование к структуре Программы и ее объему. В настоящее время детский сад работает по образовательной программе, разработанной на основании Приказа Министерства образования и науки РФN 655"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", но в связи с тем что мы находимся в переходном периоде творческой группой педагогов был разработан проект основной общеобразовательной программы с учётом ФГОС. Педагоги работают по скорректированной программе.
Анализируя готовность педагогов ДОУ к введению ФГОС мы увидели, что существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Большая часть воспитателей нашего детского сада испытывали затруднения, связанные с реализацией ФГОС и нуждались в методической помощи. Мы решили, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Для того чтобы повысить профессиональную компетентность педагогов, мы использовали разнообразные формы активного взаимодействия. Наиболее интересными формами работы с коллективом стали: проблемные семинары, семинары – практикумы, педагогические советы, творческие мастерские, дискуссии, мастер – классы, проектная деятельность, конкурсы.
- Все 100 % педагогов нашего ДОУ прошли курсы повышения квалификации.
В сентябре, октябре, ноябре 2014 года под руководством научных руководителей АКИПКРО, на базе нашего детского сада были проведены стажёрские площадки для работников дошкольных учреждений. На курсах прошли обучение 268 специалистов: заведующие, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учителя – логопеды. Педагоги повысили свою квалификацию и по итогам обучения получили удостоверения государственного образца.
20 ноября 2014 года на базе нашего детского сада в рамках курсов повышения квалификации прошла межрегиональная конференция по теме «Здоровьесберегающие здоровьеформирующие технологии. Стратегии и приоритеты».
В мероприятии приняли участие 124 педагога дошкольных учреждений Крутихинского, Ключевского, Кулундинского, Завьяловского, Романовского, Мамонтовского районов и города Томска.
Педагоги нашего ДОУ делятся своим опытом работы по организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении в условиях подготовки к введению ФГОС ДО не только на стажёрских практиках, но и на августовских совещаниях, на РМО воспитателей Мамонтовского района.
В результате нашей работы мы проанализировали кадровые условий нашего детского сада и можем сказать, что на сегодняшний день укомплектованность педагогическими кадрами - 100% (34 педагога, из них 25 воспитателя, и 9 специалистов: 3 логопеда, 4 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физической культуре, 1 педагог – психолог).
- 53 % педагогов нашего ДОУ с высшим профессиональным образованием
- 47 % педагогов со средним профессиональным образованием
10 педагогов ДОУ проходят профессиональную переподготовку в АКИПКРО по специальности ««Основы теории и методики дошкольного образования»
- 15 % педагогов имеющие почетные звания
- 15 % педагогов с высшей категорией
- 26 % педагогов с 1-й категорией
- 29 % педагогов прошедшие аттестацию на соответствие занимаемой должности
Одним из требований Стандарта является реализация Программы в формах специфических детям дошкольного возраста, одним из которых является игра. Опыт работы нашего сада по разработке игровых технологий обеспечил выполнение основной цели Стандарта — позитивной социализации детей дошкольного возраста, приобщения их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. У нас созданы оптимальные условия для поддержки игровой деятельности и обеспечения права каждого ребё нка на игру:
— это игровые центры с оборудованием для игр;
— разработаны методические материалы по организации игры
— игровые технологии являются приоритетом в организации образовательного процесса;
-- Работая с детьми по нравственно- патриотическому направлению, упор мы сделали на развитие фольклора. У нас разработана программа, проекты, оформлена русская изба. Педагогам и детям интересны игровые занятия, которые проводятся музыкальным руководителем. В результате наши дети принимают участие в районных и краевых мероприятиях, фестивалях, мы являемся лауреатами краевых фестивалей «Солнцеворота».
Взаимодействие с родителями осуществляется как через традиционные формы работы (собрания, консультации, беседы, так и через современные инновационные — семейные гостиные, дискуссионные клубы, клубы по интересам, демонстрация достижений обучающихся. На данном этапе родители являются полноправными участникоми управления ДОУ.
Говоря о материально – техническом обеспечении, можно сказать, что в детском саду созданы определённые условия для реализации стандарта.
У нас организовано 4-х разовое питание, имеется централизованное водоснабжение, отопление, ведётся работа по приведению в соответствие прогулочных площадок, оборудованы групповые помещения, медицинский кабинет, музыкальный и физкультурный зал. В 2013-14 г. г. в ДОУ был проведён кап. Ремонт: были приведены в соответствии с санитарными нормами общие помещения детского сада: пищеблок, прачечная, лестничные марши, открылась дополнительная группа, установлены пластиковые окна во всех помещениях ДОУ и входные двери в тамбурах. С введением учебных расходов на дошкольные ОУ мы приобрели детские столы и стулья для групп и музыкального зала, закупили новые игрушки, дидактические игры и игровые модули, обновили мебель в игровых комнатах.
В ДОУ совершенствуется база для развития ИКТ: сегодня персональным компьютером оснащены рабочие места сотрудников. В 7 групповых помещениях установлены плазменные телевизоры с выходом HDMI, что дает возможность использовать ноутбуки для образовательного процесса. В музыкальном зале установлено мультимедийное оборудование с видеопроектором и ноутбуком, для проведения праздников.
Проведено подключение к сети интернет. Для обеспечения общедоступности и оперативного получения информации функционирует Web-сайт. На сайте учреждения постоянно публикуется и размещается информация о деятельности учреждения, детских образовательных продуктах.
Мы считаем, что эффективность нашей работы по введению ФГОС на базе нашего детского сада достигнута в результате тесной работы с научными руководителями АКИПКРО и координации деятельности Комитета по образованию Мамонтовского района.
Также, по нашему мнению, успех введения Стандарта зависит и от грамотного информационного сопровождения и отчётности о проделанной работе перед родителями, контролирующими органами и социальными партнёрами. Данная работа проводилась по следующим направлениям:
— информационные стенды;
— сайт детского сада;
— отчётность перед родителями (родительские собрания, заседания Совета родителей, педсовет);
— демонстрация достижений детей (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях);
— распространение опыта работы педагогов на различных уровнях (участие в МО, педагогических конкурсах, открытый показ образовательного процесса).
Есть и проблемы.
1. Отсутствие учебно-методических разработок и материалов, разработанных Министерством образования в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий).
2. Недостаточная психологическая и профессиональная готовность педагогов к реализации ООП.
3. Необходимость коррекции разделов ООП.
4. У педагогов остались проблемы в организации предметно-развивающей среды, с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку.
Но эти проблемы решаемы. И мы видим следующие пути их решения
— продолжать развивать материально-техническую базу для введения ФГОС;
— перейти на образовательную программу, утверждённую Министерством образования и науки;
— отработать механизм преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО (начального общего образования, а именно определение контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня (промежуточных результатов освоения программы).
— Продолжать изучать и применять современные инновационные психолого – педагогические системы воспитания и обучения
В заключение хочется привести высказывание Александра Асмолова — одного из главных разработчиков новых стандартов :
«Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Наша дальнейшая задача — не превратить федеральный государственный образовательный стандарт в «тормоз для корабля образования».