Татьяна Муравьева
Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми требованиями общества.
Всем известно, что Приказом Минтруда России в 2013г был утвержден профессиональный стандарт «Педагог».
Слайд 2
Темочки:
Первый вопрос, который мы бы хотели осветить рассказать о работе нашего учреждения по внедрению профстандарта или как принято называть «Дорожная карта внедрения профессионального стандарта.
Как видно из слайда, дорожная карта состоит из трех этапов (блоков) :
1. Организационное и информационно-методическое обеспечение перехода детского сада к работе в условиях действия профессиональных стандартов
2. Организация повышения квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов
3. Актуализация локальных нормативных актов детского сада, с учетом подлежащих применению положений профессиональных стандартов.
В первом блоке реализуется создание рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов в детском саду, а также разработка, утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании профессиональных стандартов :
- самостоятельное изучение педагогическими работниками содержания профессионального стандарта «Педагог»;
- размещение информации на стендах в детском саду, сайте детского сада;
- организация обсуждения на педагогических, советах, методических объединениях и т. п
На втором этапе реализуется:
1. Проверка квалификации педагогических работников детского сада на соответствие требованиям, установленными в профессиональном стандарте. Организация и проведение педагогическими работниками самоанализа профессионального уровня в соответствии с требованиями профессионального
2. Создание индивидуальных планов развития профессиональной компетенции педагогических работников с учетом требований профессиональных стандартов для проведения обучения недостающим знаниям и навыкам
3. Разработка дифференцированной программы развития профессиональной компетенции педагогических работников детского сада с учетом выявленных профессиональных дефицитов компетенций на основе проведенного самоанализа и самооценки профессиональной деятельности
4. Формирование плана повышения квалификации педагогических работников
5. Взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и профессиональную переподготовку кадров по реализации индивидуальных планов развития профессиональной компетенции и плана детского
6. Организация работы методических мероприятий по внедрению профессионального стандарта
На третьем этапе происходит:
1. Составление перечня принятых профстандартов, соответствующих видам деятельности в детском саду.
2. Составление локальных нормативных актов, положения об оплате труда, внесение изменений в трудовые договора.
Слайд 3
В профстандарте педагога обозначены профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы. Для кого – то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе современные методы. Но кому – то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.
К трудовым действиям относятся:
Участие:
• в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
• в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
• в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами.
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Формирование психологической готовности к школьному обучению.
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
Организация:
• видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом, продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
• конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
• образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Слайд 4.
Необходимые умения:
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом, продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Слайд 5.
Необходимые знания
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Современные тенденции развития дошкольного образования.
Слайд 6.
Так как введение Профстандарта педагога опережает изменения системы профессиональной подготовки воспитателя и процедуры аттестации педагогических кадров, предстоит большая работа по оказанию помощи воспитателям по осмыслению и доведению их квалификации до уровня требований Профстандарта.
В этой связи рассмотрим методику самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога на примере трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».
Цель самооценки: определить уровень соответствия владения трудовыми функциями требованиям Профстандарта педагога и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.
Количественный анализ уровней квалификации можно представить в виде таблицы. Оценка по выделенным в таблице показателям осуществляется по трехбалльной системе. Уровень владения трудовой функцией рассчитывается по предлагаемой формуле в методике самооценки (приложение 1).
Слайд 7
Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал раннее. Всему этому он должен научиться. Поэтому для каждого педагога должен быть спроектирован индивидуальный образовательный маршрут
Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования реализуется через обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях функционирования региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе методических объединений, творческих экспериментальных групп, ассоциаций и др., а также работу в региональных и федеральных профессиональных сообществах.
Участие в методической работе может осуществляться как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лектории, методические советы, «круглые столы», педагогические мастерские и т. п., так
и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов и т. п.). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов может происходить через различные формы презентаций инновационного педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок и т. п.).
Самообразование педагога реализуется через работу
с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, самостоятельное освоение инновационных образовательных технологий, разработку проекта и т. д.
Слайд8
Можно познакомится с алгоритмом разработки ИОМ. Он состоит из 4 – х этапов.
1-й этап. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства. Здесь происходит оценка личностных качеств; профессиональной компетентности : умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования, определение направления работы; подбор и изучение ресурсов по выбранному направлению работы.
2-й этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя условия для осуществления выбранного направления в педагогической деятельности (курсы повышения квалификации; посещение семинаров и открытых занятий в своем ОУ;
в учреждениях муниципалитета и т. д. ; изучение материалов вебинаров, мастер-классов в интернет-ресурсах). Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.
3-й этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
4-й этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Слайд 9
В заключении, хочется сказать об ожидаемых результатах внедрения профессионального стандарта педагога ДОУ
Во – первых это приведет к повышению профессионального роста педагога
Повысится ответственность за результаты своего труда, а соответственно повысится качество образования.
Будут разрабатываться и издаваться: методические пособия, статьи, программы, сценарии; новые формы, методы и приёмы обучения, дидактические материалы, тесты, наглядные пособия.
Проводятся открытые занятия.
Участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;
Слайд 10
Спасибо за внимание