Елена Подъяблонская
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : результаты, проблемы, перспективы.
Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Публикация «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы» размещена в разделах
Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.
Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма – когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над
ребёнком, а вместе, рядом. Развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать»! Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы. Прививать детям жажду открытий в получении знаний – вот главная задача дошкольного образования ставшего отныне первой ступенью образования.
Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени.
В силу отсутствия вариативной методической базы полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования не получится. Однако уже сейчас на уровне образовательных организаций, для эффективного введения ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:
• проанализировать и уяснить суть целевых установок и ориентиров современного дошкольного образования;
• сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;
• проанализировать условия, созданные в каждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;
• выявить и постараться устранить существующие проблемы, находящиеся в ведении ДОО.
В ФГОС ДО предлагаются специфичные для периода детства принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались в ФГТ:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
• обогащение (амплификация) детского развития;
• индивидуализация дошкольного образования;
• учет этнокультурной ситуации развития детей и др.
Изучение этих принципов стало одной из важных задач работы методической службы дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО.
В ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей как «программы минимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.
Основная задача персонала ДОО на этапе введения ФГОС ДО осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно предпринять. Кроме того, следовало определить, что нужно сделать дополнительно, исходя из особенностей функционирования самой организации.
Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:
— в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
— организации различных видов деятельности воспитанников;
— осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников и работниками образовательной организации;
— методическом обеспечении образовательного процесса;
— реализации информационно-коммуникационных технологий;
— обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми
образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.
Как показывает практика, по отношению к ФГОС ДО у педагогических коллективов наблюдается сейчас очень настороженная позиция. В стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, требования к условиям ее реализации, задали новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, у многих снизилась мотивация к изменениям, готовность к принятию инноваций, появилось недоверие к их качеству.
Как должен перестроиться педагог? Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность. Научиться перестраивать модель воспитательно-образовательного процесса – не дети для нас, а мы для детей. Всё должно работать на личностное развитие ребёнка, на достижение целевых ориентиров, т. е. личностных качеств, всего того, что останется навсегда.
В детском саду ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную активность.
Однако на то, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, влияет отношение семьи к ДОО.
Важность семейного воспитания в процессе образования и развития детей определяет взаимодействие родителей и детского сада, на которое влияет ряд факторов, прежде всего представления и ожидания родителей и педагогического коллектива друг от друга.
В последнее время наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники считают, что традиционные формы взаимодействия не дают ощутимых результатов, снижается интерес к нему со стороны родителей, которые начинают
относиться ко всем мероприятиям в детском саду негативно. Признание авторитета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОО, а именно сотрудничества и доверительности. Важным условием преемственности становится установление педагогического партнерства между семьей и ДОО. Ведущую роль в этом процессе призван сыграть педагог.
Решая эту проблему, в работе ДОУ используются следующие формы и методы взаимодействия с родителями:
— родительские собрания-тренинги;
— индивидуальные и подгрупповые консультации;
— развлечения с привлечением родителей;
— информирование родителей о мероприятиях группы через мини-сайт;
— открытые занятия для детей и родителей;
— анкетирование по вопросам воспитания и обучения дошкольников в семье и ДОО.
Использование разнообразных форм и методов работы с родителями помогает объединить усилия ДОО и семьи, обеспечив ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, условия для развития в детском саду и дома.
При этом работа с семьей продолжает оставаться важной составной частью социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.
К сожалению, помощь таким семьям часто ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация — не менее важная часть социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Вступивший в силу ФГОС ДО четко регламентирует особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
– содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
– в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ;
– под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника, оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ОВЗ.
Период внедрения ФГОС ДО без сомнения сложная, кропотливая, постепенная работа по принципу: не навреди. Период информирования, разъяснения, целеполагания, поиска совместных решений, воспитания кадров готовых работать по-новому, используя современные инновационные технологии и программы.
Таким образом, с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Обозначены также и нормативно-правовые
механизмы эффективной модернизации системы дошкольного образования в соответствии с федеральным законодательством.
Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.