Папки-передвижки

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы

Елена Подъяблонская
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы
▼ Скачать + Заказать документы

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : результаты, проблемы, перспективы.

Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Публикация «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы» размещена в разделах

Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма – когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над

ребёнком, а вместе, рядом. Развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать»! Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы. Прививать детям жажду открытий в получении знаний – вот главная задача дошкольного образования ставшего отныне первой ступенью образования.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени.

В силу отсутствия вариативной методической базы полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования не получится. Однако уже сейчас на уровне образовательных организаций, для эффективного введения ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:

• проанализировать и уяснить суть целевых установок и ориентиров современного дошкольного образования;

• сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;

• проанализировать условия, созданные в каждой организации, каждой дошкольной образовательной группе;

• выявить и постараться устранить существующие проблемы, находящиеся в ведении ДОО.

В ФГОС ДО предлагаются специфичные для периода детства принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались в ФГТ:

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

• обогащение (амплификация) детского развития;

• индивидуализация дошкольного образования;

• учет этнокультурной ситуации развития детей и др.

Изучение этих принципов стало одной из важных задач работы методической службы дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО.

В ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей как «программы минимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.

Основная задача персонала ДОО на этапе введения ФГОС ДО осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно предпринять. Кроме того, следовало определить, что нужно сделать дополнительно, исходя из особенностей функционирования самой организации.

Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

— в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

— организации различных видов деятельности воспитанников;

— осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями)

воспитанников и работниками образовательной организации;

— методическом обеспечении образовательного процесса;

— реализации информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми

образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Как показывает практика, по отношению к ФГОС ДО у педагогических коллективов наблюдается сейчас очень настороженная позиция. В стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, требования к условиям ее реализации, задали новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, у многих снизилась мотивация к изменениям, готовность к принятию инноваций, появилось недоверие к их качеству.

Как должен перестроиться педагог? Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность. Научиться перестраивать модель воспитательно-образовательного процесса – не дети для нас, а мы для детей. Всё должно работать на личностное развитие ребёнка, на достижение целевых ориентиров, т. е. личностных качеств, всего того, что останется навсегда.

В детском саду ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную активность.

Однако на то, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, влияет отношение семьи к ДОО.

Важность семейного воспитания в процессе образования и развития детей определяет взаимодействие родителей и детского сада, на которое влияет ряд факторов, прежде всего представления и ожидания родителей и педагогического коллектива друг от друга.

В последнее время наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники считают, что традиционные формы взаимодействия не дают ощутимых результатов, снижается интерес к нему со стороны родителей, которые начинают

относиться ко всем мероприятиям в детском саду негативно. Признание авторитета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОО, а именно сотрудничества и доверительности. Важным условием преемственности становится установление педагогического партнерства между семьей и ДОО. Ведущую роль в этом процессе призван сыграть педагог.

Решая эту проблему, в работе ДОУ используются следующие формы и методы взаимодействия с родителями:

— родительские собрания-тренинги;

— индивидуальные и подгрупповые консультации;

— развлечения с привлечением родителей;

— информирование родителей о мероприятиях группы через мини-сайт;

— открытые занятия для детей и родителей;

— анкетирование по вопросам воспитания и обучения дошкольников в семье и ДОО.

Использование разнообразных форм и методов работы с родителями помогает объединить усилия ДОО и семьи, обеспечив ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, условия для развития в детском саду и дома.

При этом работа с семьей продолжает оставаться важной составной частью социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия.

К сожалению, помощь таким семьям часто ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация — не менее важная часть социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Вступивший в силу ФГОС ДО четко регламентирует особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

– содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

– в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ;

– под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление

услуг ассистента (помощника, оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ОВЗ.

Период внедрения ФГОС ДО без сомнения сложная, кропотливая, постепенная работа по принципу: не навреди. Период информирования, разъяснения, целеполагания, поиска совместных решений, воспитания кадров готовых работать по-новому, используя современные инновационные технологии и программы.

Таким образом, с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Обозначены также и нормативно-правовые

механизмы эффективной модернизации системы дошкольного образования в соответствии с федеральным законодательством.

Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.

Публикации по теме:

Изменения в работе педагога дошкольного образования с введением федерального государственного образовательного стандарта Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких качественных изменений. В новом Федеральном образовательном стандарте (далее –.

Новый подход к проектной деятельности с точки зрения реализации стандарта дошкольного образования Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Слайд 2. Во-первых, в связи.

Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы реализации Развитие музыкальных творческих способностей воспитанников посредствами музыки Искусством музыки божественно и обладает сильным воздействием.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта Михайлова Мария Николаевна МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Тюменская область, п. Пурпе Воспитатель Адаптация детей раннего возраста к.

Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта Изменятся функции педагога:главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей. Содержание педагогического взаимодействия:.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с Учетом Федерального государственного образовательного стандарта Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в ДОУ Введение ФГОС в нашем детском саду затронуло всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, семью, которая стала реальным.

Театральная педагогика в реализации федерального государственного образовательного стандарта Оглавление. 1. Введение …2. 2. Основная часть 3. Глава 1. Театральная деятельность в исследованиях отечественных.

Введение ФГОС до. Опыт и перспективы. В детском садике у нас, Очень интересно! Хотим мы провести для Вас Экскурсию все вместе. Мы двери в сказку открываем, И в нашу группу.

Выступление «Результаты введения и реализации ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги! C 1 сентября 2014 года на основании приказа департамента образования и науки Костромской области наша образовательная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 17:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Подъяблонская (УИ 566605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД