Иванова Светлана
Организация и внедрение в педагогическую практику ДОУ инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования».
Актуальность.
В современном мире ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Публикация «Организация и внедрение в педагогическую практику ДОУ инновационной деятельности» размещена в разделах
Реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Развитие инновационной деятельности - одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
Новизна проекта заключается в том, что определены объективные направления и этапы внедрения инноваций, доказана их необходимость для повышения эффективности работы ДОУ.
В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций : требования гуманизации образовательного процесса; высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ФГОС ДО; конкурентные отношения между образовательными учреждениями; активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей; большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и дошкольников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов : их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих дошкольников.
В последнее время российская система дошкольного образования претерпевает существенные изменения. Модернизация процесса обучения в ДОУ приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать новые педагогические инновации, которые смогли бы заинтересовать дошкольников и мотивировать их на обучение. Общая направленность дошкольного образования состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение проектов обновления, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.
Анкетирование педагогов показало следующее : на вопрос «Считаете ли Вы важным внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности?» 83 % отвечают «Да», 17 % - «Нет». Только 40 % от общего числа опрошенных педагогов считают себя компетентными в вопросах инновационной деятельности. 60 % нуждаются в помощи в этом направлении.
Ответы педагогов свидетельствуют о том, что педагогические инновации являются эффективным педагогическим инструментом, позволяющим системно осуществлять обучение, воспитание и развитие дошкольников за счёт создания высокой познавательной мотивации и активной результативной учебной деятельности дошкольников, сделать работу педагога по настоящему творческой, интересной, а обучение результативным и качественным.
Поэтому возникает необходимость изменить организацию работы в ДОУ, используя новые технологии, ориентированные на индивидуальные особенности ребенка.
Цель, задачи и основные направления работы
Система Программных мероприятий
Цель проекта: Повышение качества образования и уровня профессионального мастерства педагогов для внедрения педагогических инноваций в ДОУ.
Задачи проекта:
Создать мотивационные условия вхождения коллектива в инновационную деятельность, учитывая индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, психологическую готовность к новым видам деятельности.
Создать структурные подразделения – творческих или инновационных групп педагогов по проблемам.
Использовать активные формы методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуации, создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т. д.)
Разработать программу профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышения профессиональной и методической компетентности.
Обеспечить педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом.
Создать базу данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.
Организационно - диагностический
Сентябрь 2015 год
1. Документально-организационная работа :
- разработка концепции инновационной деятельности и плана-программы.
• 2. Диагностическая работа:
- системный анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе мониторинга и выявлении основных противоречий в образовательном процессе;
- анализ условий, имеющихся для введения инноваций : кадровых и материально-технических;
Практический Октябрь 2015 год –
май 2017 год Основные направления развития инновационных процессов в работе
разработать дополнительную смету расходов на:
оснащение помещений ДОУ.
приобретение необходимого технического оборудования для ведения инновационной деятельности и ее сопровождения.
приобретение методических и дидактических пособий в соответствии с заявленной темой; средства на издание материалов, отражающих результаты инновационной работы.
с педагогическими кадрами :
организация различных формы повышения профессиональной квалификации педагогов
• обеспечение информационно-методическим материалом
внедрения инновационных процессов.
создание творческих групп педагогов по проблемам.
организационно-методическая работа с педагогами.
разработка педагогами программ педагогического поиска
создание банка инновационных идей.
информатизация образовательного процесса (организация работы сайта педагогов о работе в группах, сайт ДОУ, использование ИТК технологий).
адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ;
разработка и реализация собственных парциальных программ и педагогических технологий;
Обобщающий Май 2017год Обобщение итогов работы с педагогами, оформление материалов, подготовка отчётности.
Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта.
Мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов.
Расширение форм работы с педагогами и родителями; дальнейшее укрепление материально-технической базы; обобщение опыта работы на различных уровнях.
Перспективность применения данного опыта.
Внедрение управленческого метода проектной деятельности по данной теме.
Выводы, рекомендации: представленный опыт соответствует критериям передового управленческого опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность.
Опыт может быть использован в массовой практике.