Виктория Коминова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Внедрение ИКТ в деятельность ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Внедрение ИКТ в деятельность ДОО»
Цель: Познакомить педагогов с основами информационно – компьютерной деятельности, определение места этой деятельности в повышении своей компетентности.
Ход:
Первая часть.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Внедрение ИКТ в деятельность ДОО“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Одним из приоритетных направлений развития сферы образования, органически связанным с процессом его модернизации, является активное внедрение в деятельность образовательных учреждений информационных технологий (в дальнейшем по тексту – ИКТ, в том числе и дошкольного.
Владение информационными технологиями, благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет, позволяет увеличить поток информации, касающейся как содержания образования, так и методических вопросов.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное общество. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Что же такое ИКТ – компетентность педагога?
«Компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
О. Н. Шилова и М. Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Л. Н. Горбуновой и А. М. Семибратовым «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности».
В результате проведенного анализа научной и научно-методической литературы нами были выделены следующие определения ИКТ – компетентности:
- комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению.
- способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
В структуре ИКТ-компетентности педагога выделяют три уровня :
-базовый,
-общий
-профессиональный.
Каков же уровень ИКТ – компетентности в нашем учреждении?
По итогам анкетирования, мной были сделаны следующие выводы:
Всего анкетирование прошли 11 педагогов, из них:
0-14 баллов – 5/45% педагогов
15-29 баллов – 5/45% педагогов
30-45 баллов – 1/10% педагогов
Анализ полученных данных позволил выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем как сформированности навыков работы на компьютере, так и осознания значимости использования информационных технологий как в образовательном процессе, так и в системе непрерывного повышения педагогической компетентности.
Первая группа – низкий уровень ИКТ-компетентности. Педагоги, представляющие данную группу совсем не владеют умениями работы на компьютере. Мотивация же к обучению данной деятельности у них отсутствует.
Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности. Данные педагоги продемонстрировали некоторые базовые умения работы на компьютере базовый. Однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности. Более того, у данных педагогов высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности.
Проблема методической работы – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).
Исходя из всего вышесказанного, предлагаю Вам провести семинар, который позволит Нам познакомиться с теорией и на практике с основами информационно –компьютерной деятельности, определить место этой деятельности в повышении своей компетентности.
Вторая часть.
Картограф «Польза ИКТ»
Уважаемые педагоги, для начала хотелось бы предложить Вам заполнить небольшой картограф «Польза ИКТ». Так мы с Вами определимся с задачами которые Нам помогает решить использование ИКТ в Нашей работе.
Перед Вами представлена таблица, в ней заполнена только ячейка в середине, остальные ячейки пустые. Также перед Вами лежат карточки с возможными преимуществами и нет ИКТ именно для работы педагога ДОО. Среди этих карточек Вам необходимо выбрать нужные и вставить их в картограф.
Польза ИКТ
Варианты ответов:
Хранение документов.
Создание документов и таблиц.
Источник информации.
Средство подготовки документов, текстов.
Средство просмотра видеофайлов.
Наглядное пособие.
Средство передачи информации и данных.
Средство для подготовки детей к школе.
Средство для отчетности.
Средство проведения опытов.
Средство совершения сделок.
Источник базы данных.
Средство передачи сообщений.
Подведение итогов.
Практическое упражнение «Сделай сам».
Педагогам предлагается разделиться на пять подгрупп и разработать конспект НОД, в котором они используют средства информационных технологий – мультимедийную презентацию по пяти образовательным областям: НОД по физическому развитию, НОД по социально – коммуникативному развитию, НОД по познавательному развитию. НОД по художественно – эстетическому развитию. НОД по речевому развитию.
Подведение итогов – анализ разработанных НОД.
Заключительная часть.
И так, подведем итог - процесс овладения компьютерной грамотностью требует ответственного учета человеческого фактора. Особенно остро это требование звучит по отношению к детям на дошкольной ступени образования. Только предпринимать что-то новое в отношении детей дошкольного возраста всегда следует с разумной осторожностью.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, мы можем сделать вывод, что Нам необходимо организовать работу в этом направлении.
Спасибо за участие!