Наталья Янгулова
Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Мастер-классы для педагогов
- Темочки
Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике моей работы.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Мы определили основное направление своей педагогической идеи «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование».
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
1. Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.
2. Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
4. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.
5. Развитие у детей умственных способностей:
-развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
6. Социально-личностное развитие каждого ребёнка : развитие коммуникативной, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Для результативной и качественной работы в данном направлении мы разработали следующую систему.
Во-первых: распределили опытно-экспериментальную деятельность
детей по трем направлениям:
- Живая природа многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде.
- Человек функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
- Неживая природа; воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук. Также разработали критерии необходимые при выборе темы экспериментирования :
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования.
-Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении предметно-развивающая среда, должна обеспечивать возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Нами оборудован и постоянно оснащается познавательный центр
«ФИКСИКИ».
Основное оборудование лаборатории: - приборы — «помощники» : лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; -разные виды бумаги; -красители: гуашь, акварельные краски; - медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Требования к объектам опытов и экспериментов :
1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.
2. Безопасность объекта для детей.
3. Часто встречающие представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз. Целесообразным считаю применение следующих приемов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей. При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Очень эффективной формой работы, исходя из практики работы, наряду с занятиями, являются представленные проекты и мини-проекты. Мини-проект «Экспериментирование с воздухом», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий. Мини-проект «Неизвестная соль», позволил узнать о новых качествах соли, дети применяли её в разных нестандартных ситуациях — выращивали кристаллы, окрашивали соль и декорировали интерьер и многое другое. Мини-проект «Экспериментирование с водой» позволяет детям сравнить различные состояния воды («Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода»). Мини-проект «Экспериментирование с песком», даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок».) В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.
В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».