Никотина Евгения
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа воспитателя
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №269»
«Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 3-4 лет»
для детей дошкольного возраста 3-4 лет
на 2021/2022 учебный год
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
протокол № 1
от 26.08.2021 УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МАДОУ «Детский сад №269»
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
___М. Ю. Бехт
Приказ от 26.08.2021
№ 147/01-09-осн.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка:
1.2. Цели задачи программы
1.3. Актуальность выбранной темы
1.4. Пути решения поставленных задач
1.5. Планируемые результаты
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Методы и приемы
2.2. Перспективное планирование по устному народному творчеству в младшей группе
2.3. Диагностика
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
3.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе
3.3. Результативность.
Приложения
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Нормативно -правовые документы
1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. N273-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ)
2. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК 26012/05 за подписью заместителя министра образования А. А. Климова "О федеральных государственных образовательных стандартах"
5. Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
6. Устав МАДОУ.
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К. Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т. е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка.
Дети, даже без специально обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленной обучение речи и речевому общению.
В детском саду предусмотрены такие средства развития речи :
- свободное речевое общение;
- культурно – языковая среда;
- различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);
- художественная литература;
- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);
- использование произведений народного творчества;
- взаимосвязь с семьей по речевому развитию.
Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.
1.3 Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
1.4. Пути решения поставленных задач
Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога пробудить интерес к творчеству.
Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В. А. Сухомлинский, "сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап - инсценирование".
В работе использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, важно рассказывать сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад. Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использую в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха провожу через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Использую разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками театра, куклами би-ба-бо.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное осуществляю гибкое руководство, постоянно ориентируюсь на каждого ребенка: поощряю поиск, не оставляя без внимания ни одно высказывание, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям. Воспитываю у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться ко мне с вопросом, за помощью или советом.
1.5. Планируемые результаты
1. У детей сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве.
2. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость при прослушивании произведения русского народного творчества.
3. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.
4. У детей заметно обогатился словарный запас, развивается фонематический слух.
5. Воспитанники повторяют разученные произведения русского народного творчества.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
Методы и приемы:
• Заучивание потешек, прибауток, закличек.
• Использование пословиц, загадок, поговорок.
• Чтение художественной литературы.
• Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.
• Проведение русских народных игр.
• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
• Применение игрушек и изделий народных промыслов.
• Представление кукольного театра.
• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
• Рассказ о народных обычаях и традициях.
• Рассматривание иллюстраций о русском быте.
• Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
• Организованная образовательная деятельность.
• Совместная деятельность.
• Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
• Наблюдения в быту и природе.
• Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.
• Посещение тематических выставок.
• Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
•
2.2. Перспективное планирование по устному народному творчеству в младшей группе
месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
1-неделя
-Изучение темы:
«Роль потешек в
развитии речи
ребенка»
2-неделя
-Создание
картотеки потешек
для работы с
детьми. 3-неделя
- Показ
кукольного театра
по сказке
«Колобок».
4-неделя
Прослушивание аудио-сказки «Колобок».
Анкета для родителей.
Консультация для родителей «Зачем читать детям сказку перед сном».
Октябрь
-Создание
картотеки
загадок.
1-неделя
Игры-имитации
отдельных
действий
человека, животных, птиц.
2-неделя
Досуг- «Вечер загадок».
3-неделя
Разучивание пальчиковой игры «Белка».
4-неделя
Чтение сказки «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого. Беседа «Справиться
с детским
непослушанием
помогут потешки» -
Ноябрь
-Создание
библиотеки
красочных книг с
русскими
народными
сказками.
-Изучение темы: «Настольно –
печатные игры на тему «Русские народные сказки»».
1-неделя
Прослушивание аудио-сказки «Репка».
2-неделя
Театрализованная постановка сказки «Репка»
3-неделя
-Дидактические
игры «Узнай
сказку», «Угадай,
из какой сказки
герой?».
4-неделя
Чтение и заучивание потешек «Как у нашего кота…», «Заинька, попляши…», «Козонька рогатая, козонька бодатая…»
Консультация для родителей: «Баю — баюшки — баю….»
(Как укладывать ребенка спать.)
Декабрь Изучение темы:
«Использование
фольклора в работе
с детьми».
«Роль
потешек в
развитии и
воспитании детей» 1-неделя
Хороводные, народные подвижные игры.
2-неделя
Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Теремок».
3-неделя
Инсценировка сказки «Теремок»
4-неделя
Прослушивание и разучивание
Потешек «Потешки для плачущего ребенка», «Утешайки - неболейки» Совместное творчество детей и родителей «Изготовление книжки-малышки «Потешки».
Январь -Изучение темы:
«Театрализованные
игры как
средство развития
речи детей» 3-неделя
-Игровая
деятельность
«Поиграем с
пальчиками».
(Пальчиковые игры на основе
русских народных
потешек)
4-неделя
«Пришла Коляда»
- разучивание
колядок.
Колядование. -«Рождественские
посиделки» -
(творческий вечер с
участием родителей)
Февраль
-Изучение темы:
Устное народное
творчество
«Пестушки и
потешки как малые
жанры детского
фольклора» 1-неделя
Театрализация сказки
«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской.
2-неделя
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. 3-4 недели
Знакомство с русским народным праздником «Масленица». Рассматривание картинок, прослушивание песен про солнце и масленицу. Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы
«В гости к пальчику большому».
Март
-Изучение темы:
«Театрализованные
игры как
средство развития
речи детей»
-Создание
театрального
уголка в группе
(настольный
(конусный,
пальчиковый
театры) 1-неделя
Досуг «Широкая масленица»
2-неделя
Театрализованные игры по
мотивам русских
народных сказок.
3-неделя
Прослушивание колыбельных песен.
4 – неделя
Заучивание колыбельной
«Ой, люли-люли-люли!» - Конкурс
совместных
творческих работ
родителей и детей
на тему «Моя
любимая сказка»
(рисунки по сказке)
Апрель -Приобретение в
группу раскрасок
по русским
народным сказкам
и потешкам. 1-неделя
Раскрашивание раскрасок по русским народным сказкам.
2-неделя
Хороводные игры на свежем воздухе.
3-неделя
Чтение и разучивание потешек «Травка-муравка…», «Ай, качи-качи-качи.», «Дождик, дождик, пуще…».
4-неделя
Просматривание мультипликационного фильма «Гуси лебеди».
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Май
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. 1-неделя
Подвижные игры на свежем воздухе «Гори, гори ясно…», «Ручеёк».
2 -неделя
Подвижные игры на свежем воздухе «Летит – не летит», «Паучок». Консультация «Летние игры и забавы».
2.3. Мониторинг
1. Диагностика уровня речевого развития детей.
2. Наблюдение:
-обогащение словарного запаса;
-использование фольклора в речи;
-приобщение к народным традициям.
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :
1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением.
2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.
3. Пересказывает сказку.
4. Умеет замечать неточности в небылицах.
5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.
6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)
7. Называет жанры фольклора.
Критерии оценки вопросов:
Для детей 3-4 лет :
Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; может пересказать основной сюжет сказки.
Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; отгадывает загадку, а объяснить не может.
Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Возраст Название Часы/мин.
в день в неделю в мес. в год
3-4 года Устное народное творчество 15 мин. 15 мин. во второй половине для 1 час 9 часов
Краткая характеристика процесса обучения.
Занятие, включает теоретическую и практическую часть выполнения заданий. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информация об устном народном творчестве, которая носит познавательный характер, сведения о том какие материалы и инструменты будут использоваться. Практические часть работы включает игры, хороводы, театрализованные праздники.
3.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе
-книги
-Альбомы
-Раскраски по темам
-Уголок ряженья
-Ширма для театрализованной деятельности, различные виды театров и атрибуты для игр-драматизаций.
3.3 Результативность
К концу 3-4 лет дошкольники должны знать:
Песенки, потешки, заклички
1. «Сидит белка на тележке…»
2. «Как у нашего кота…»
3. «Заинька, попляши…»
4. «Козонька рогатая, козонька бодатая…»
5. «Травка-муравка…»
6. «Ай, качи-качи-качи.»
7. «Дождик, дождик, пуще…»
8. «Радуга-дуга…»
9. «Божья коровка…»
10. «Тень, тень, потетень…»
11. «Заря-заряница».
Сказки
1. «Колобок», обр. К. Ушинского;
2. «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
3. «Теремок», обр. Е. Чарушина;
4. «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
6. «Гуси-лебеди»