Приложение МААМ

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста

Наталия Чугунова
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особое значение в развитии ребенка имеет игра. В ней происходит познавательное, развитие ребенка как личностное так и поведенческое.

Тему игры уделяют большое внимание в исследованиях отечественных исследователей. Например, в исследованиях А. Н. Леонтьева, игра рассматривается как деятельность, которая имеет большое значение в развитии ребенка и в которой происходит ориентация в отношениях между людьми, а также овладение ребенком навыками кооперации [3, с. 25].

Публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [5]. По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни» [4, с. 207].

Исследователей все так же часто интересует сюжетно-ролевая игра. Она является наиболее характерной для дошкольников, одной из важной части жизни дошкольника. Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, в которую входят сюжет, содержание, роль. Сюжет является главным компонентом игры, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та деятельность, которая воспроизводится ребенком в ее процессе. Он представляет собой определенные действия, события и взаимоотношения жизни и деятельности окружающих, которые находят отражение в деятельности ребенка. Сюжеты игр могут быть очень разными. Содержание игры – центральный момент деятельности, в которой отражаются отношения между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной и другой деятельности. В зависимости от того, в какой мере ребенок имеет представление о деятельности взрослых, меняется и содержание игры. В игре нет и абсолютной свободы действий, так как в ней действуют определенные законы и правила, сходные с теми, которые существуют в жизненных ситуациях.

Как указывал Л. С. Выготский, всякая ролевая игра – это «игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок» [2, с. 56].

Основную часть сюжетно-ролевый игры составляют роль и действия, которые с ней связаны. В такой роли, по мнению Д. Б. Эльконина, «в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности» [5, с. 62].

При этом на протяжении взросления ребенка происходит и развитие роли : от ролевых действий к ролям-образам. Кроме сюжета, содержания и роли, психологи выделяют и такие структурные компоненты как правило, игровое действие, предметы-заместители, воображаемую ситуацию и партнера по игре.

Согласно многим исследованиям сюжетно-ролевая игра возникает у ребенка не спонтанно, а передается другими людьми. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Большое значение сюжетно-ролевых игр заключается в том, что дети учатся пользоваться и оперировать человеческими символами и знаками. Это лежит в основе развития высших форм психики и приспособления человека к окружающей среде.

Анализируя деятельность, проводимую в данном направлении воспитателями детского сада «Новоград», можно констатировать, что работа в данном направлении ведется значительная.

В частности, стоит отметить, что в ДОУ сюжетно-ролевые игры используются с учётом возможностей самого дошкольного учреждения и особенностей детей дошкольного возраста.

Например, в средней группе воспитателем составлена картотека сюжетно-ролевых игр. Также в детском саду оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов игры.

В своей работе воспитатели детского сада «Новоград» используют следующие принципы организации игры :

• Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, воспитатель сам играет с детьми.

• В игре с детьми воспитатель принимает позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к игре они не применимы.

• В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, воспитатель не допускает принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Организуя игры с детьми среднего дошкольного возраста, воспитатели решают задачи по развитию у них самостоятельности и самоорганизации, формированию умения договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Дошкольник часто испытывает «определенные трудности при выполнении совместной со сверстниками деятельности. Это может проявляться в следующем:

трудно принять и осознать заданную цель как общую для всех и удержать ее в течение выполнения деятельности;

трудно согласовывать свои действия с действиями партнеров;

трудно изменить свою точку зрения, даже если она является ошибочной, принять вместо нее мнение партнера даже при осознании его правоты;

трудно оценить общий результат» [1].

Важно отметить, что воспитатели довольно часто хвалят и поощряют каждого ребёнка, чтобы никто из детей не потерял интереса к игре, имел возможность самореализоваться в игре, проявить своё неповторимое творчество. Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. При этом ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие работы. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. А развивать можно и нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт Петербург : Питер, 2008. – 400 с.

2. Гударева О. В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников / О. В. Гударева : дисс. канд. психол. наук : 19.00.13. – Москва, 2005. – 155 с.

3. Деркунская, В. А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет : учеб. -метод. пособие / В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова. - Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 124 с.

4. Зайцева, И. В. Сюжетно-ролевые игры / И. В. Зайцева, И. Н. Ветрова // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 10. - С. 48–56.

5. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – Москва : Академия, 2013. – 384 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении сюжетно-ролевой игры «Больница» с детьми младшего дошкольного возраста.Фотоотчёт о проведении сюжетно-ролевой игры «Больница» с детьми младшего дошкольного возраста. Цель: Создать условия для формирования знаний о работе врача; Задачи: -подвести ребёнка к выполнению игровых действий по показу, по образцу,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» с детьми младшего дошкольного возраста Формирование представления детей о различных видах транспорта, упражнять в различении предметов по форме и величине, развивать наглядно-образное.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Купание куклы в ванночке» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Купание куклы в ванночке» с детьми младшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект сюжетно-ролевой игры на экологическую «Поездка в лес» для младшего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры на экологическую тему: «Поездка в лес» (для младшего дошкольного возраста)Цели. Развитие у детей умения реализовывать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

НОД по музыкальному развитию в форме сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей старшего дошкольного возрастаНОД по музыкальному развитию в форме сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей старшего дошкольного возраста 1. Репертуар, задачи – «Марш», музыка Чичикова. Продолжать развивать умение детей ритмично двигаться под маршевую музыку; Упражнение «Возле.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Театр. Колобок» для старшего дошкольного возраста (5–6 лет)Сценарий сюжетно-ролевой игры «Театр. Колобок» для старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие- социализация. Тема: Театр-сказка "Колобок". Возраст: Старший дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2022 в 20:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Чугунова (УИ 1098555) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД