МААМ-картинки

Влияние музыки на творческое развитие дошкольника

Елена Овсянюк
Влияние музыки на творческое развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область «Музыка» как структурный компонент основной образовательной программы дошкольного образования, конечно же, вносит свой весомый вклад в формирование и развитие творческих способностей ребенка. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, выделяющийся одним из важнейших в ФГОС, является принцип интеграции.

Публикация «Влияние музыки на творческое развитие дошкольника» размещена в разделах

Если рассматривать более подробно системообразующие факторы интеграции музыки в контексте работы музыкального руководителя, то мы увидим, что: Главным системообразующим фактором является интеграция всех образовательных направлений. Необходим их синтез, объединение в единое целое, т. к. интеграция, обеспечит качественное и количественное изменение-формирование интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Целостность образовательных областей, их объединение с музыкой, приведёт к гармоничному творческому развитию личности дошкольника.

Нам музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях.

Связь с другими образовательными областями способствующих развитию творческих способностей дошкольников

«Физическое развитие» Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности, проведение релаксации

«Социально-коммуникативное развитие» Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве

«Познавательное развитие» Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества

«Художественно- эстетическое развитие» Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений (фоновая музыка)

«Речевое развитие» Формирования интереса к художественному слову потешки, стихи, сказки). Приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек).

Вторым системообразующим фактором интеграции является тема, вокруг которой объединяются образовательные области.

Разновидности комплексно-тематической модели построения образовательного процесса:

• На основе лексических тем;

• На основе «событийного» подхода (все участники образовательного процесса включаются в большую игру, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определённой тематики);

• На основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций;

• Реализация проектов (каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей; продолжительность проекта – от одного дня до целого года)

На основе календарно-тематического планирования определяется логико-содержательная основа целостного образовательного процесса. Чтобы раскрыть определенную тему, ребенку необходимы знания из разных областей.

Так например, темы «День знаний», «Мамы всякие важны», «Папа может всё, что угодно» предполагают объединение всех направлений развития. Единой организационной формой может быть утренник, который непосредственно и реализует задачи ОО «Музыка».

Третьим системообразующим фактором интеграции является интеграция основных видов деятельности: двигательная деятельность, игровая деятельность, трудовая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и т. д. (фоновая музыка)

В результате освоения интегративной деятельности у дошкольника формируются целостные социальные и психологические образования, такие как, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.

Так, тема «Моя семья» предполагает не только интеграцию всех направлений развития, но и интеграцию разных видов детской деятельности. Образовательным продуктом может быть новое знание, рисунок, составленный ребенком, текст, танец, спектакль с музыкальным сопровождением

Четвертым системообразующим фактором интеграции является формирование качеств личности, представленных в целевых ориентирах по ФГОС как конечный результат образовательной деятельности ДОУ.

Итоговый результат представлен в виде модели портрета творческо – гармонично развитой личности выпускника дошкольника, освоившего ОП ДО. (образовательные области программы дошкольного образования)

По своей сути личность ребенка целостна, системна. Ребенок в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

Пятым системообразующим фактором интеграции является интеграция форм, методов и средств образовательного процесса

Формы организации интегрированного образовательного процесса:

• чтение

• беседа

• мастерская

• коллекционирование

• экспериментирование

• игра

• викторины, конкурсы

• формы совместной художественной деятельности (слушание, игра, концерт и др.)

• проектная деятельность

Для достижения определенного результата в работе музыкального руководителя и педагогов с детьми на наш взгляд более эффективной формой организации интегрированного процесса образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями является метод проектной деятельности.

Актуальность интеграции заключается в том, что он позволяет отойти от привычной всем формы, такое как занятие, и, основываясь, на таких видах детской деятельности, как игра, труд, чтение, познавательно-исследовательская и продуктивная, построить воспитательно-образовательный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

При систематическом использовании музыки на занятиях по изодеятельности отмечено, что грамотно подобранный материал в соответствии с тематикой дает положительный результат. У детей повышается внимание, появляется заинтересованность, усидчивость, желание более продуктивно работать.

Лепка и аппликация включают в себя темы, которые направлены на изучение и закрепление таких умений как различать цвет, форму, величину, свойства материалов, но, тем не менее, на этих занятиях тоже используется музыка в качестве фона, а не акцента, как в занятиях по рисованию.

На музыкальных и танцевальных занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Детям даем возможность проявить себя, свою индивидуальность в выражении эмоций и подборе танцевальных движений, которые помогут создать соответствующий образ. Большое значение в ходе таких занятий придается коррекции коммуникабельных нарушений, трудностей в общении со сверстниками, нежелательных личностных особенностей. Формированию танцевально-игровой культуры помогает специально подобранная музыка : классическая, народная, современная, к циклам тематических танцевально-импровизационных упражнений(«Вальс цветов и бабочек», «Танец дождя», «Весёлые гномы», и т. д.).

В своей работе по развитию танцевального творчества у детей мы активно используем кинезитерапию - это вид арттерапии, где музыка и движение используются в лечебных или коррекционных целях. Слушая музыку они начинают делать движения руками, ногами, притопывать, покачивать головой - это бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмичный танец». Ребенок интуитивно испытывает потребность в движениях, поэтому важно развивать у него начальные формы проявления. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизируют его резервные силы, обуславливают его творчество во все областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной и воспитательной работе с детьми.

Суть работы по музыкальному воспитанию состоит в том, чтобы максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы, физической культуры и других образовательных областей для всестороннего творческого развития ребенка.

Список литературы

1. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал.

2. Е. И. Ремизовская «Танцуйте крошки» стр. 3-4 О. Саченко

3. Баринова М. Н. О развитии творческих способностей – Л :1961;

4. Венгер Н. Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

5. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

Публикации по теме:

Влияние современной предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольника Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно общаться не только осторожно, но и умело. На развитие.

Из опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие дошкольника» ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультации ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА. В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих.

Консультация для педагогов «Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника» Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника. Творческая активность- это умение видеть прекрасное.

Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника» Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным,.

Презентация на тему: Роль развивающей среды и ее влияние на развитие дошкольника Роль развивающей среды и ее влияние на развитие дошкольника Макарова Л. В., воспитатель ГБОУ СОШ пгт. Мирный с/п д/с № 25 "Лесная сказка".

Влияние музыки на психоэмоциональное состоянии ребёнка Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медецинские центры лечили людей от тоски, нервных растройств,.

Влияние музыки на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности Актуальность данной темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности ребёнка Современный человек должен уметь видеть и.

Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника Личностные качества ребёнка формируются в активной.

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольникаВлияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольника Развитие речи- это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние музыки на творческое развитие дошкольника
Опубликовано: 11 октября 2017 в 11:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние музыки на творческое развитие дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Елена Овсянюк (УИ 1297125) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД