Папки-передвижки

Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника»

Татьяна Посвежина
Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Большую помощь в этом оказывает моделирование и модели.

По мнению Л. А. Венгера, Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».

Публикация «Консультация для родителей „Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника“» размещена в разделах

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).

На сегодняшний день, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

бедность речи;

недостаточный словарный запас;

бедная диалогическая речь;

неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос;

построить краткий и развернутый ответ;

Неспособность построить монолог;

отсутствие логического обоснования своих

утверждений и выводов;

отсутствие навыков культуры речи;

неумение использовать интонации;

регулировать громкость голоса и темп речи;

плохая дикция;

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Успешно помогают в этом наглядные модели, обозначающие явления и объекты. Эффективность наглядного материала, схем позволяет использовать их в работе по обучению связной речи детей.

Для активизации умственной работы детей, можно подбирать и использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

доступность для познания;

расчленённость элементов объекта;

обобщённость.

Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:

замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

использование готовых моделей (начиная со средней группы);

построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений :

конкретными (отображающие структуру данного объекта);

обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);

условно – символическими (передающими не наглядные отношения).

Приемы моделирования

в познавательно-речевом развитии дошкольников.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных требований:

Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;•

Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;

Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;

Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;•

Одновременно можно использовать модели только одного вида.

В действии с натуральными объектами детям нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполнению деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта.

Например:

Ознакомление с природными явлениями.

Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели : модель ясной погоды, идет снег, пасмурно.

Наглядные модели с условным схематическим изображением явлений природы, признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели используются в ходе совместных бесед, наблюдений, занятий с детьми, а затем помещаются на панно в уголке природы, где дети самостоятельно их рассматривают.

Модели осенних изменений в природе.

1. Небо пасмурное, покрыто облаками.

2. Часто моросит дождь.

3. Дуют ветры.

4. Листья на деревьях желтеют и постепенно опадают.

5. Деревья в конце осени полностью сбрасывают листья.

6. Насекомые прячутся под кору деревьев.

7. Насекомоядные птицы улетают на юг.

8. Звери готовятся к зиме: линяют, некоторые звери меняют окраску шерсти.

9. Некоторые звери делают запасы на зиму, человек тоже делает запасы

Использование моделей при беседах о временах года.

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные схемы, а для детей старшего возраста желательно рисовать схемы в одном цвете. Можно составлять схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстроить:

Структуру рассказа.

Последовательность рассказа.

Лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

Таким образом, применение наглядного

моделирования положительно влияет на

развитие связной речи детей дошкольного

возраста. Также развивает психические процессы ребё нка: логическое мышление, память, внимание.

Публикации по теме:

Влияние оригами на развитие речи дошкольникаВлияние оригами на развитие речи дошкольника Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки. Которые питают источник.

Консультация для родителей «Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря усилиям. В настоящее время, к сожалению, нечасто.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» • Проект: долгосрочный • Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Самообразование «Развитие связной речи методом моделирования» Актуальность темы: Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника»
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 15:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Посвежина (УИ 981993) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД