Татьяна Посвежина
Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Большую помощь в этом оказывает моделирование и модели.
По мнению Л. А. Венгера, Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».
Публикация «Консультация для родителей „Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы).
На сегодняшний день, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.
бедность речи;
недостаточный словарный запас;
бедная диалогическая речь;
неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос;
построить краткий и развернутый ответ;
Неспособность построить монолог;
отсутствие логического обоснования своих
утверждений и выводов;
отсутствие навыков культуры речи;
неумение использовать интонации;
регулировать громкость голоса и темп речи;
плохая дикция;
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Успешно помогают в этом наглядные модели, обозначающие явления и объекты. Эффективность наглядного материала, схем позволяет использовать их в работе по обучению связной речи детей.
Для активизации умственной работы детей, можно подбирать и использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:
аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;
доступность для познания;
расчленённость элементов объекта;
обобщённость.
Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:
замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
использование готовых моделей (начиная со средней группы);
построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).
Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений :
конкретными (отображающие структуру данного объекта);
обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);
условно – символическими (передающими не наглядные отношения).
Приемы моделирования
в познавательно-речевом развитии дошкольников.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных требований:
Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;•
Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;
Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;•
Одновременно можно использовать модели только одного вида.
В действии с натуральными объектами детям нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполнению деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта.
Например:
Ознакомление с природными явлениями.
Во время прогулок с детьми наблюдаем за состоянием погоды, отмечаем, что изменилось в природе, знакомим с характерными особенностями времен года. Свои наблюдения отмечаем в календаре природы, используя модели : модель ясной погоды, идет снег, пасмурно.
Наглядные модели с условным схематическим изображением явлений природы, признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели используются в ходе совместных бесед, наблюдений, занятий с детьми, а затем помещаются на панно в уголке природы, где дети самостоятельно их рассматривают.
Модели осенних изменений в природе.
1. Небо пасмурное, покрыто облаками.
2. Часто моросит дождь.
3. Дуют ветры.
4. Листья на деревьях желтеют и постепенно опадают.
5. Деревья в конце осени полностью сбрасывают листья.
6. Насекомые прячутся под кору деревьев.
7. Насекомоядные птицы улетают на юг.
8. Звери готовятся к зиме: линяют, некоторые звери меняют окраску шерсти.
9. Некоторые звери делают запасы на зиму, человек тоже делает запасы
Использование моделей при беседах о временах года.
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные схемы, а для детей старшего возраста желательно рисовать схемы в одном цвете. Можно составлять схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстроить:
Структуру рассказа.
Последовательность рассказа.
Лексико – грамматическую наполняемость рассказа.
Таким образом, применение наглядного
моделирования положительно влияет на
развитие связной речи детей дошкольного
возраста. Также развивает психические процессы ребё нка: логическое мышление, память, внимание.