Анна Малышева
Влияние современной предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно общаться не только осторожно, но и умело. На развитие способности заговорить природа отвела не так уж много времени - это период от одного года до 8-9 лет. И если дошкольник в этот период, самый синзетивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Таким образом, природа возложила на педагогов дошкольников великую и ответственную задачу, и мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития речи дошкольника.
Публикация «Влияние современной предметно-развивающей среды на развитие речи дошкольника» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Именно в данном возрасте важно показать дошкольнику словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать "вкус" языка, научить сообщать, убеждать и доказывать.
Важно понимать, что жизнь дошкольника не ограничивается занятиями, поэтому в группе и создаем предметно-развивающую среду, отвечающую развивающим целям, учитывающим интересы и потребности дошкольника.
Предметно-развивающая среда по развитию речи, созданная в нашей группе, представлена : духовным миром, вводимым сферой общения, характером речи воспитателей, объектами и явлениями, живой и неживой природой, материальным миром предметов, произведениями искусства различных видов и жанров.
В процессе создания и реализации предметно-развивающей среды по развитию речи, мы учитывали следующие принципы: активности, самостоятельности, творчества детей в речевой деятельности.
Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества и начинается с организации предметного окружения, а именно в начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том, куда их "поселить". В середине учебного года дети вместе с воспитателями решают сделать перестановку в группе, и, это решение поваляются в диалоге, во время которого дети учатся этике речевого общения.
В группе созданы центры речевой активности;
Литературный уголок, в котором обязательным атрибутом являются новые книги, к которым воспитатели умело привлекают внимание детей. Также здесь представлены :
- различные журналы (не только детские, но и взрослые, такие как "Вокруг света", "Нэшиналджиографик", рассматривание иллюстраций, в которых способствует развитию словаря, коммуникативных навыков;
- коллекции, что также являются хорошим стимулом к общению, а значит и развитию речи;
- центр художественно-речевой деятельности (у нас он представлен различными видами театров, а также продуктами детского творчества - альбомами загадок, рассказов, сказок, стихов, авторы которых сами дети, иллюстрации к рассказам, сказкам, выполненные детьми, - используются как иллюстрации для презентаций к занятиям и развлечениям, большие коллективные работы в качестве театральных декораций).
Пособия, представленные в содержании предметно-развивающей среды по развитию речи динамичны и многофункциональны (одна и та же игра помогает решить максимум задач не только по развитию речи).
Из своего опыта работы можно констатировать, что правильно подобранное содержание предметно-развивающей среды по развитию речи способствует развитию, закреплению и совершенствованию речевых знаний, умений и навыков, которыми дошкольник овладевает играя и действуя самостоятельно. Подробно остановимся на основных разделах развития речи дошкольников и основных аспектах предметно-развивающей среды к ним :
Связная речь:
- наборы предметных картин (с которыми можно играть, загадывая загадки "Найди по описанию", "Придумай загадку, а я отгадаю", закреплять умения классифицировать предметы и объекты и т. д.);
- наборы сюжетных картин (также можно использовать во всевозможных игровых обучающих ситуациях, это и составления рассказов, небылиц, игр "Потерявшийся объект, предмет");
- серии сюжетных картин для составления рассказов различной сложности (здесь мы чаще всего используем ТРИЗ - технологии, которые позволяют дошкольникам раскрыть весь потенциал речевой фантазии);
- изображения сюжетные и предметные, вырезанные по контуру для самостоятельной игровой деятельности или совместной игры с воспитателем;
- картинное панно, наглядные схемы (для упражнений в моделировании сюжета пересказываемого или придуманного произведения);
- атрибуты необходимые для игр-драматизаций;
- рисунки детей (на темы изучаемых произведений для последующего составления рассказа);
- различные виды театров.
Лексический запас - это всевозможные игры:
- лото "Что забыл нарисовать художник" (предмет и его части);
- "Наши папы, наши мамы" (профессии людей);
- "Большие и маленькие" (животные и их детеныши);
- "Кто где живет" (животные различных континентов, дикие - домашние животные);
- "Домашний повар" (продукты питания,
- "Чей хвост, чья голова"
- "Скажи наоборот"
- Вкусный сок"
- "Позови к себе слова" - это лото с набором предметных картинок для решения различных задач:
• подбор эпитетов к предметам,
• узнавание по эпитетам предметов,
• подбор к действиям предметов,
• подбор объектов к действию,
• нюансы смысла слова (дом, домик, домище,
• объяснения слов.
• классификация предметов,
• раскрытие многозначности слов,
• расширения антонимов и синонимов.
Звуковая культура речи :
- игры для развития речевого дыхания,
- звучащие предметы (для развития фонематического восприятия и слуха,
- игры типа "Подбери пару" подбор двух предметных картинок с рифмующимися названиями предметов, на них изображенных, "Что лишнее" (из четырех предметных картинок выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: " сом - ком - индюк - дом", "Цепочка слов", "Лото" (два слова, например, начинаются со звука ш,
- предметные картинки на все группы звуков,
- сюжетные картинки (цель - указать предметы, изображенные на картинке, названия которых начинается с определенного звука, например со звука с,
- "Подскажи Петрушке звук" ( подобрать картинки к названным словам - паронимам: коза-коса, сок-сук и т. д. ,
- "Собери слово" (предметная картинка разрезана на столько частей, сколько слогов в предложенном слове : по-ми-дор)
Грамматический строй речи :
- наборы сюжетных картинок для составления предложений разных моделей,- наборы предметных картинок (опорных слов) для составления предложений,
- наборы парных картинок, лото,
- домино на понимание грамматических форм,
- категория числа существительных (шар - шары,
- рода прилагательных (большой - большая,
- рода глаголов (Валя упал. Валя упала,
- вида и времени глаголов (рисует - нарисовал,
- понимания оттенков действия (входит, выходит, подходит,
- понимания падежных форм (Саша катет Зою. Зоя катает Сашу).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления:
- наборы картинок с изображением геометрических форм и предметов им соответствующих (круг - яблоко, мяч. шар, часы,
- наборы предметов, сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими признаками,
- игры типа "Угадай, что задумано" (один их участников описывает предмет, а остальные должны выбрать из ряда похожих изображений нужное,
- "Куда спряталась кукла" (нахождение в игрушечной комнате спрятанной куклы с помощью плана этой комнаты, где указано место,
-"Лабиринт"(ориентировка в лабиринте с помощью карты, которая указывает путь,
-"Бывает - не бывает" (сюжетные картинки).
Развитие графо-моторных навыков:
- мозаики,
-пазлы,
- конструкторы,
- мелкие игрушки,
- разрезные картинки,
- бросовый материал (пуговицы, камушки, счетные палочки, крупы, бусы, нитки и т. д. ,
- дорисовывание незаконченных рисунков,
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями,
- шаблоны с видами штриховок,
- трафареты,
- раскраски,
- рисование палочками на мокром песке,
- рисование мокрыми пальцами на линолеуме,
- различные изображения, вырезанные из ворсистой ткани для создания рисунков.
Вы справедливо можете заметить, что представленные игры, упражнения, пособия в основном используются в подгрупповых играх. Но ведь есть дети, которые держаться обособлено от коллектива в виду особенностей характера. Они прекрасно играют в одиночку, то есть игры носят индивидуальный характер, в игре присутствуют действия, но нет их "оречевления". Поэтому для того, чтобы развивать речь этой категории детей воспитатели показывают образец игровых действий, в процессе которых ребенок не только учится самостоятельным действиям, но и умению их "оречевлять". Также этому помогают некоторые приемы развития речи и стимулирования речевой активности, а именно:
1. Разговор с самим собой.
Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими, простыми предложениями.
2. Параллельный разговор.
В данном случае воспитатель описывает все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует. используя этот прием вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые он впоследствии начнет использовать самостоятельно.
3. Выбор.
Представляем ребенку возможность выбора ("Ты хочешь играть с куклой или медвежонком")
4. Распространение
Продолжайте и распространяйте все сказанное ребенком, но не принуждайте его к распространению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных речевых форм и богатой лексики, вы тем самым подведете ребенка к тому, чтобы он заканчивал свою мысль и готовите к овладению контекстной речью.
5. Провокация или искусственное непонимание ребенка
В подобной ситуации ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и для их словесного обозначения действий, производимых с ними.
6. Приговоры
Сопровождение действий ребенка игровыми песенками, потешками способствует умению вслушиваться в звуки речи, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно приникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавались с целью развития двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Огромное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым.
7. Игры и природными материалами.
Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности дошкольника оказывает разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может обследовать.
8. Продуктивные виды деятельности
Слово является для ребенка одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов и выражает их по-своему, другими словами, доступными способами: через продуктивные виды деятельности.
Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления на рисунках. Ведь недаром Л. С. Выгодский называл детское рисование "графической речью". Обличая мысль в слово таким образом, чтобы она стала понятной окружающим - вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок ребенка имеет уникальное значение.
Мы стараемся любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок. Когда таких рисунков и рассказов набирается достаточное количество - делаем из них книжку. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.