Потёмкина Оксана Николаевна
Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребёнку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком - учи языки, юристом - историю.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние музыки на развитие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия - кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо ещё, если выбранный инструмент - фортепьяно. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов…
Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению.
Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми, как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым, который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одарённых детей. Те, которые не поступали в школу, посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского.
Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.
Консультации
Воспитание слухового опыта.
Музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроениям. Музыкальные звуки так же, как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык также должен усваиваться с раннего детства.
Выбор музыки огромен, и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребёнку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьёзностью.
Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия образы выражающие спокойствие, радость, нежность, лёгкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не стоит. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически - успокаивает или возбуждает. Этот факт доказал физиолог В. Бехтерев. Он указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции. Дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку Баха, Вивальди, Моцарта, Шуберта. Спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную.
Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Альбомы фортепьянных пьес Чайковского, Гречанинова, Грига, Прокофьева, Свиридова, Хачатуряна. Полюбившиеся произведения детям важно слушать в разном возрасте, возвращаясь к ним неоднократно. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в произведениях новый смысл. Так, когда же можно знакомить ребёнка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребёнка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребёнка, помогает справиться с проблемами.
При музыкальном воспитании ребёнок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми. Развивая личность ребёнка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребёнок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора.
Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!
Консультации
Воспитание интереса к музыке.
Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившемся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверное, хотят видеть своего ребёнка добрым. Чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства.
В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы художественно-эстетического направления развития закладываются в семье. Поэтому надо, как можно больше лучше и многообразнее использовать возможности семьи.
В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки.
Музыкальные способности могут проявляться рано, а их отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать действительным. Толька ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально - эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.
Мамам и папам, не имеющим специальной музыкальной подготовки, совсем не обязательно обладать яркими вокальными или танцевальными данными. Достаточно уметь петь чисто, правильно интонировать музыкальные мелодии, выразительно выполнять плясовые движения.
Будет просто замечательно, если в вашем репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные детские игровые потешки. Не забудьте заглянуть в семейную фонотеку. А что там может пригодиться для занятий музыкой? Вероятно самые разнообразные песенные и танцевальные мелодии - спокойные, плавные, отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, современного танца, плясовой.
Детей может привлечь и оркестровая музыка, но желательно с каким-нибудь солирующим инструментом. Рекомендую приобрести CD - диски из комплекта по слушанию музыки в детском саду, а также детский альбом П. Чайковского, «Времена года», музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты» и др. Большое познавательное значение имеют для детей телепередачи о композиторах, о музыке и музыкальных инструментах. Можно посещать музыкальные вечера, спектакли. Для детей можно приобрести «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, «В домике старого музыканта», «Нотная азбука для детей» Н. Кончаловской. Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание петь, танцевать, играть.
Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее.