Папки-передвижки

Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника

Марина Владимировна Петровская
Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние театрализованной игры на развитие

личностных компетенций ребёнка-дошкольника

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Публикация «Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника» размещена в разделах

В современном понимании игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, предметах науки и культуры. В дошкольный период она является основным видом деятельности ребёнка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.). В понятие «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребёнка, которые различаются прежде всего характером и направленностью, - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные и др.

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для возникновения у детей игры особого рода, театрализованной. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре. Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё развитие театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная – у детей 6-7 лет.

Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребёнка. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

В условиях современного мира многие утверждают, что сейчас в детском саду дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психологическом и личностном развитии детей. Необходимо влияние взрослых на развитие театрализованных игр, но для этого надо адекватно, педагогически грамотно воздействовать, понимать её специфику, иметь представление о её развивающем значении.

Готовность к театрализованной деятельности ребёнка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию условий для проведения действия и комфортность. Педагогическое сопровождение направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагоги должны пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

В современном мире дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве. У них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, незрелость эмоционально-волевой сферы. Поэтому особую роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Театрализованная деятельность выполняет познавательную, развивающую, воспитательную функцию. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни героев, животных, растений. Тематика игр должна быть разнообразной.

«Театрализованная игра» - «театральность» - «театр» - этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. Эстетическое восприятие, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребёнку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей.

Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актёров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении и обряде необходимо профессиональное преображение, вхождение в образ, исключение собственной индивидуальности.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребёнку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Этот говорит о широком развивающем потенциале. В педагогической литературе нет однозначного её определения. Имеются определения сходные, приближенные или синонимичные по значению театрализованным играм, например, игры-драматизации и режиссёрские игры.

К режиссёрским играм относятся настольный театр игрушек и картинок., стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. Когда воспитатель выберет сюжет, эпизод из детской книги или сам сочинит сценку, ему надо подобрать игрушки или картинки. Одновременно с подбором игрушек или картинок проходит работа над текстом. Перед показом воспитатель кладёт игрушки или картинки возле себя так, чтобы они не были видны детям. При появлении новых игрушек или картинок надо дать детям возможность их рассмотреть. В театре петрушек всё мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, её поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. Куклы-петрушки отличаются от обыкновенных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая одевается на руку. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. Чтобы кукла-петрушка ожила, начала действовать, надо надеть её на руку. Театр на фланелеграфе рассматривает возможности показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп. Эта форма работы очень интересна, полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Под понятием «режиссёрские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами (не обязательно куклами, которыми ребёнок манипулирует как режиссёр: сам создаёт сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы би-ба-бо, и соответствует определению: «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов, и передавая характеры персонажей».

Игра-драматизация и режиссёрская игра многими исследователями рассматриваются как игры, входящие в структуру сюжетно-ролевой игры. Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека – ещё и вид деятельности. Исполнение роли не исключает творчества. Так, в режиссёрской игре ребёнок одновременно «актёр» и «режиссёр».

Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. В процессе театрализованной игры:

- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;- -развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

- стимулируются мыслительные операции, происходит развитие различных анализаторов;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность;

- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается чувство коллективизма, уважительное отношение, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Они радуют, смешат, пользуются любовью. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей.

Тематика и содержание игр имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это развивает чувство дружбы, отзывчивости, доброты, честности, смелости. Непроизвольно дети подражают, отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы оказывать влияние на формирование личности ребёнка. Самостоятельно разыгрывая какие-либо роли, дети приобретают опыт нравственного поведения.

Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения, в свою очередь, повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть ребёнку робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Игра в жизни детей – наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Это импровизация, оживление героев, предметов и звуков. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, создаётся атмосфера творчества, развиваются музыкальные способности.

Т. о., театрализованные игры оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка: углубляется интерес к окружающему миру, образам, приобретается опыт самовыражения.

Педагог должен создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности.

Занимаясь с детьми театрализованными играми, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните её яркими впечатлениями и творчеством. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Влияние оригами на развитие речи дошкольникаВлияние оригами на развитие речи дошкольника Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Деловая игра «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность» Деловая игра Тема «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность» Слайд 1 Цель: актуализировать знания педагогов.

Консультация для педагогов «Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника» Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника. Творческая активность- это умение видеть прекрасное.

Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника» Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным,.

Роль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольникаРоль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольника Картотека подвижных игр по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста «Карусель»Цель: продолжать укреплять мышцы стоп у детей;.

Статья: «Влияние пальчиковых игр на развитие ребёнка и его готовности к обучению в школе». «Влияние пальчиковых игр на развитие ребёнка и его готовности к обучению в школе». «Истоки способностей и дарований детей находятся на.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества.

Влияние развития мелкой моторики руки на познавательное развитие дошкольника (на примере лепки). Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенкаВлияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра.

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольникаВлияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольника Развитие речи- это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 02:07
+96Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние театрализованной игры на развитие личностных компетенций ребёнка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Марина Владимировна Петровская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД