Маргарита Жалилова
Из опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. В центре внимания педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, находятся задачи по созданию необходимых условий для обучения и воспитания; освоение детьми системы знаний и приёмов самостоятельной деятельности; реализация государственного стандарта дошкольного образования. Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования личности ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Публикация «Из опыта работы „Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие дошкольника“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская и др.)
Актуальность и перспективность опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка велико. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами–дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности - самому творческому виду детской деятельности. Развитие творчества способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.
Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество. Значение и специфика театрального искусства заключаются в живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Проблемы, связанные с:
•художественным образованием и воспитанием детей;
•формированием эстетического вкуса;
•нравственным воспитанием;
•развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
•воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
•созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество. Игра является важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра. Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы. Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки. Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.
Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно- воспитательном процессе.
Стимулом для детей является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.). Театрализованная деятельность пользуются у дошкольников неизменной любовью.
Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.
Условия формирования ведущей идеи, условия возникновения, становления опыта.
Приступив к работе в детском саду, наблюдая за детьми своей группы, за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).
5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
создавать благоприятный эмоциональный фон для повышения у детей мотивации к участию в театральных играх, снятия напряжённости;
- развивать творческие способности; общую и мелкую моторики; психические процессы;
- воспитывать положительные личностные качества; чувство коллективизма;
- развивать коммуникативные качества личности;
- развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;
- познакомить детей с детской литературой, привить устойчивый интерес;
- формировать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к взаимодействию с педагогом;
- поиск новых педагогических идей для обновления содержания и методики театрализованной деятельности дошкольников.
Теоретическая база опыта. Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности:
«Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. ; «Театральная педагогика в детском саду» Мигунова Е. В. ; «Театральная деятельность в детском саду» Щеткин А. В. ; «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Маханева М. Д. ; «Театральная палитра» Гончарова О. В. ; «Кукольный театр в детском саду» Антипина Е. А. ; «Театральные занятия и игры в детском саду» Агапова И. А., Давыдова М. А.
Для ознакомления дошкольников с развитием эмоциональной сферы, использовала программу «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С. В., Слободяник Н. П.
Особое внимание уделила методической литературе по работе с детьми со сказками – «Сказкотерапия» Васьковой О. Ф., Политыкиной А. А. ; «Развитие творческого мышления: работаем по сказке» Шняк О. А.
Вышеперечисленную литературу использовала потому, что сказка, как и театр – тоже волшебство. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного, экологического воспитания, безопасности.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Современные технологии воспитания предусматривают овладение детьми действиями с различными сенсорными эталонами, символами, моделями и т. д. (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, П. И. Пидкасистый). Так, для овладения специфическими способами умственной деятельности, по мнению Л. А. Венгер, О. П. Гаврилушкиной и др., важны ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т, е. символико-моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в дошкольном возрасте. Деятельность детей организует взрослый, совместно с которым ребенок открывает для себя логику деятельности. На решение проблемы гармоничного развития ребенка направлены современные технологии, в которых театрализованная игра рассматривается как одно из эффективных средств.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Использование нетрадиционных методов в игре способствует:
познанию детей самих себя, осознанию своей деятельности, качеств и свойств личности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, развивает коммуникативные навыки;
развивает общую и речевую моторику;
оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка и обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Театрализованные игры имеют огромное воспитательное значение. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.
I. Игры с элементами театрализации.
Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
1. Речевые упражнения
влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка;
развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи;
развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса.
Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
2. Этюды на выражение основных эмоций
развивают нравственно-коммуникативные качества личности;
способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.
Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение, какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения.
4. Игры на развитие внимания и памяти
развивают умение быстро сосредоточиться;
активизируют память и наблюдательность.
В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.
6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.
II. Занятие-игра.
Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.
III. Театрализованный рассказ.
Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка.
IV. Викторина – развлечение.
Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал.
V. Спектакль-игра.
Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.
Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.
При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал.
На основе изученной литературы разрабатывается и составляется план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год, согласно тематического планирования ДОУ, картотека театрализованных игр по возрастам.
При создании развивающей среды учитываются следующие принципы:
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.
Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды. Обновляемость.
Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Развивающая среда пополняется исходя из комплексно – тематического планирования и учитываются различные виды театров.
В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные педагогом:
• Пальчиковый театр
(Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Дюймовочка», «Три медведя», «Волк и лиса», «Лиса и заяц» и другие).
• Баночный театр
(Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кто, петух и лиса»).
• Деревянный настольный театр
(Сказки: «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка»).
• Театр живой руки «Заюшкина избушка».
• Тетра на фланелеграфе.
• Театр на лопатках и на ложках.
Все виды театров были использованы в процессе работы. Дошкольники охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности.
Успешную работу с детьми по всестороннему развитию личности дошкольника посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и проводятся консультирование и родительские собрания, беседы, памятки и другие.
Делюсь опытом работы с коллегами.
Результаты педагогической деятельности подтверждены мониторингом уровня развития детей.
В начале года проведенный мониторинг показал, что некоторые дошкольники не проявляли устойчивого интереса к театральной деятельности. Игры воспитанников были индивидуальные, часто носили разрозненный характер (ребенок брал настольный театр «Теремок» и играл либо один, либо с кем-нибудь вдвоём). К концу года дошкольники научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в спектакле. Если кому-то не доставался игровой персонаж, то дети самостоятельно уже вводили в сказку дополнительного героя, в связи с этим сюжет сказки менялся, побуждая детей импровизировать на темы знакомых сказок. Творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая сюжет от лица разных героев сказки, дети научились создавать характерные образы героев, используя мимику, жесты, движения и музыкальное сопровождение.
К концу года дошкольники научились придумывать костюмы самостоятельно, используя для этого подручные средства.
Игры становились все интереснее и разнообразнее: иногда сюжет, составленный детьми, уводил их далеко за пределы сказки, появлялась новая сюжетная линия. Все это способствовало творческому развитию воспитанников, формированию устойчивого интереса к театрализованной деятельности, расширению кругозора.
В результате проведенной работы по формированию всесторонне развитой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Расширился и словарный запас детей. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. К концу учебного года дети стали чаще обращаться к различным видам кукол. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.
Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию, т. е. способствуют всестороннему развитию личности.
Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу вижу в поиске новых педагогических идей для обновления содержания и методики театрализованной деятельности дошкольников, составлением и написанием собственной программы по театрализованной деятельности, расширении кукольного арсенала, создания театра ростовых кукол, а также музея театральной игрушки в детском саду.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.
Адресные рекомендации по использованию опыта. Теоретическая значимость педагогического опыта заключается в том, что разработанный в исследовании цикл занятий и методические рекомендации по формированию всесторонне развитой личности дошкольника могут быть использованы в практической деятельности педагогов и специалистов для оптимизации процесса воспитания детей дошкольного возраста.
Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.