Ольга Чесникова
Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.
«В игре детей есть часто смысл глубокий». Шиллер Иоганн Фридрих
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький
Социализация - процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Публикация «Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности,» размещена в разделах
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся навыки.
Игра по своему происхождению и содержанию социальна.
Роль игры в развитии общения ребенка со сверстниками.
В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
1. Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть:
а) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
в) игры должны быть социально ориентированные.
2. Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т. К. только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.
3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
Необходимыми элементами, средствами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие – общение.
Любая игра предусматривает наличие трех компонентов:
1. действия,
2. знания
3. общения.
Виды игр и их характеристика
Принято различать два основных типа игр:
- игры с фиксированными и открытыми правилами;
- игры со скрытыми правилами.
Условно выделяются несколько классов игр:
1. творческие (игры по инициативе детей);
2. дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);
3. народные (созданные народом)
Творческие игры:
Сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации)
Конструкторские
Дидактические игры:
игры с предметами;
настольно-печатные игры;
словесные игры.
Подвижные игры:
сюжетные игры
несюжетные игры (игровые упражнения)
Народные:
(индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры -ловишки, игры забавы, игры-аттракционы).
Опыт работы
Мониторинг:
Уровень развития игровой деятельности детей на начало учебного года:
высокий – 25%; средний – 51 %; низкий – 24 %.
При организации и наблюдениях за игровой деятельностью детей выявили проблему:
низкая творческая активность детей в игре,
несформированность навыков игры;
несформированность привычки выполнять поручения, требующие коммуникативных навыков.
Наши наблюдения помогли нам наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Поставили перед собой следующие задачи:
научить детей играть, проявлять творческую активность, содействовать объединению детей в игре;
тактично руководить выбором игры,
приучать ребёнка соблюдать во время игры правила,
воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работу по развитию игровой деятельности осуществляли в двух направлениях:
Создание необходимой игровой среды
Непосредственное руководство играми детей.
Непосредственное руководство играми детей
Методы, которые связаны с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
• рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;
• наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий;
• беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;
• составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;
• индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы
• эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы;
• инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;
Вторая группа методов, - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.
• непосредственное участие воспитателя в творческой игре
• учет индивидуальных особенностей детей.
• оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
• поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
• проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.
• обучение детей конструированию из строительного материала;
• обучение детей умению делать игрушки из бумаги, бросового материала;
• рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; совместное выполнение воспитателем и детьми построек, поделок;
• использование фотографий детских построек, схем, таблиц;
• использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим аэродром» и др
• подбор материала для обыгрывания построек.
Взаимодействие с родителями
Проведено анкетирование на тему: «Игра в жизни ребенка».
Для родителей были подготовлены папки-передвижки: «От скуки на все руки», «Играйте вместе с детьми».
Оформили стенд «Играют дети».
Провели и рекомендовали ряд консультаций: «Как дети играют», «Дети и компьютер», «Ребенок и его игрушки».
Изготовили вместе с родителями атрибуты к творческим, сюжетно-ролевым играм.
Была предложена картотека словесных игр для совместного закрепления лексических тем дома.