Папки-передвижки

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами игровой деятельности

Светлана Завьялова
Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Публикация «Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами игровой деятельности» размещена в разделах

Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни. Обладая разнообразием техник и целей, которые могут быть легко достигнуты в рамках игрового подхода, игровой тренинг вряд ли когда-либо потеряет свою актуальность, даже если будут созданы новые, не уступающие ему в эффективности тренинговые методы.

Методическая разработка будет полезна и легка в применении воспитателями (и другим педагогам дошкольного образования) в качестве эффективной формы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет

ему комфортно жить в обществе людей…»

Выготский Л. С.

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема межличностных отношений дошкольников является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми.

Ни у кого не вызывает сомнений, что взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений. Формирование коммуникативных умений является важным условием нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.

Однако многолетняя практика работы с детьми показывает, что многие современные дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Современные дети стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми.

Поэтому проблема поиска эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач коммуникативного развития дошкольников была и остается актуальной.

Эта проблема и обусловила выбор направлений педагогического данного исследования.

Проблема: неумение детей организовывать конструктивное общение провоцирует личностные и поведенческие нарушения.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений.

В предмет педагогического исследования входят игровые формы и методы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Цель: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игровых форм в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников.

В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективно, если:

- учить детей распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них;

- использовать разнообразные игровые формы и методы, направленные на развитие коммуникативных умений.

Необходимыми условиями являются так же:

интегрирация разных видов игр в педагогическом процессе; активная игровая позиция воспитателя.

Исходя из целей и гипотезы, в работе я поставила следующие задачи исследования:

-Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

-Изучить формы и методы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

- Рассмотреть виды и значения игр для детей старшего дошкольного возраста;

-Выявить уровни коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;

- Экспериментально доказать эффективность игр в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, диагностика коммуникативных умений, изучение передового опыта, констатирующий и формирующий эксперимент.

База исследования: МБДОУ «Детский сад № 54» о Муром, группы №7, 20 детей старшего дошкольного возраста.

Новизна. Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражнений. Новизна моей педагогической инициативы заключается в разработке разнообразных форм и методов организации совместной деятельности воспитателя и дошкольников на основе игры, исходя из выявленных проблем общения старших дошкольников.

Практическая значимость состоит в том, чтобы в доступных для дошкольников формах активизирующего общения способствовать развитию конструктивного межличностного общения, коммуникативных навыков дошкольников.

Доступность разработки заключается в отсутствии больших финансовых затрат на ее реализацию. Необходимы следующие ресурсы: кадровый (совместная деятельность воспитателя и специалистов, технический (музыкальный центр, экран и ноутбук) и сконструированная соответствующая предметно-развивающая среда группы для совместной деятельности с детьми.

Деятельность по реализации

В соответствии с целью и задачами были подобраны, апробированы и внедрены в практику ДОУ разнообразные игры и игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений дошкольников.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач образования, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

1.3 Роль игровой деятельности в развитии дошкольников.

Принимая во внимание особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо подобрать такие формы, методы и средства, при которых формирование коммуникативных умений проходило бы наиболее успешно. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника, на мой взгляд, должна стать игра. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. О ее значении говорят множественные исследования.

Игра в свете ФГОС выступает как особая форма социализации ребёнка.

Если игра, является ведущей деятельностью дошкольника и формой социального опыта, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому становится важным использование в учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.

Игра является доминирующей деятельностью в дошкольном возрасте и основным инструментом педагогического воздействия. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И задача педагога – правильно и умело помочь детям приобрести в игре и через игру необходимые социальные навыки.

Поэтому задача формирования взаимоотношений детей в играх является первостепенной. Это предопределяет и актуальность настоящего исследования.

Исходя из этого основная идея работы заключается в создании условий для развития коммуникативных умений старших дошкольников посредством использования игр и игровых упражнений в ходе игровых тренингов общения.

II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

I этап: Констатирующий. Обследование дошкольников. Анализ полученных данных, разработка перспективного планирования (сентябрь 2015 года).

Цель: изучить особенности общения детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента.

II этап: Формирующий, который направлен на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, внедрение в работу игровых форм и методов, способствующих

развитию коммуникативных способностей детей группы (октябрь 2015 года – апрель 2015 года).

III этап: Контрольный. После завершения двух предыдущих этапов (констатирующий и формирующий) были проведены контрольные срезы, повторное обследование детей. Анализ полученных данных (май 2015 года)

2.1 Диагностика уровня коммуникативных способностей детей.

На констатирующем этапе была проведена диагностика группы (группа старшего дошкольного возраста № 7 – 20 детей)

Работе по коммуникативному развитию детей предшествовало внимательное изучение коммуникативного поведения каждого ребенка. В процессе обследования выявлялись особенности коммуникативного поведения детей и группы в целом.

В качестве критериев изучения коммуникативных навыков старшего дошкольника были выделены :

- желание вступать в контакт;

- умение организовать общение;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Результаты изучения особенностей коммуникативных навыков старших дошкольников отображены в таблице (Приложение 2).

Для изучения коммуникативных навыков

использовались метод наблюдения в естественных условиях, методика «Изучение навыков культуры общения», которые предлагают Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина (Согласно данной методике за ребенком наблюдают так же в естественных условиях).

В результате оценки стартовой диагностики выявлено:

низкий уровень сформированности коммуникативных умений показали 24 % детей. Эти дети испытывали затруднения в умении детей вести содержательный диалог со сверстниками, отсутствовали умения принимать участие в коллективных делах, умения разрешать конфликтные ситуации.

На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных навыков. Были намечены основные направления деятельности.

2.2. Реализация работы по развитию коммуникативных умений дошкольников на формирующем этапе.

Целью формирующего этапа исследования являлось:

- формирование эффективных способов взаимодействия, способствующих гармоничным

отношениям, психологическому комфорту в коллективе и являющихся профилактикой асоциального поведения дошкольников.

Для достижения результата были определены следующие задачи:

- расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;

- сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;

- воспитывать умение сотрудничать в различных видах деятельности, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях и других проблемах общения.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось при следующих условиях:

-использование различных видов игр и игровых упражнений (игровой тренинг, направленных на развитие коммуникативных умений;

-интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;

-использование активной игровой позиции воспитателя.

Работу строилась на следующих принципах:

- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;

- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать

социальный опыт;

- развивающем характере обучения, основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций и дилемм;

- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);

- обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;

- уважении личности ребенка, ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;

- предоставлении детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;

- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.

На игровых занятиях по теме «Давайте дружить» дети учились анализировать конкретные ситуации, обсуждали поступки и характеры героев. Беседовали по содержанию пословиц о дружбе и друзьях: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями», «Там, где дружат – живут, не тужат» и др.

Большое значение придавалось умению детей выражать дружеские чувства, симпатию, сочувствие к окружающим. Для формирования потребности в общении со сверстниками использовали игры из программы «Азбука общения» Шипициной Л. М. : «Мы разные», «Не забывай о товарищах» и др.

Для активизации личностных контактов включала чтение и обсуждение художественных произведений нравственно-этического содержания: В. Осеева «До первого дождя», «Просто старушка», Л. Толстой «Два товарища» и др.

Много внимания уделяла воспитанию вежливости, знакомству с различными формами вежливого обращения друг с другом и с взрослыми. Дети упражнялись в умении вести доброжелательную беседу по телефону: игры «Телефонный разговор», «Испорченный телефон». Знакомились с правилами поведения, принятыми в обществе. Дидактические игры и упражнения «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты» учили детей видеть в своих товарищах положительные черты, говорить им хорошее, приятное.

Организацию работы осуществляла в соответствии с тематическим перспективным планом (Приложение 5).

Коррекционная работа по формированию социально-коммуникативных навыков осуществлялась в рамках совместной деятельности воспитателя и детей с небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения в занятия, предусмотренные программой, специального материала по формированию коммуникативных навыков. (Приложение 6)

Активизация коммуникативной деятельности детей в целом невозможна без развития ее основных компонентов. Речь – основной компонент коммуникативной деятельности, поэтому с детьми,

Предлагаемые игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

Они хорошо организуют детский коллектив, могут использоваться в разных формах совместной деятельности взрослого и детей.

В ходе работы были разработаны методические рекомендации по использованию тренинга. (Приложение 6)

Взаимодействие с семьей

Понимая, что работа по данной теме немыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей одной из главных задач деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны педагога. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Только тогда родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Основополагающими принципами взаимодействия с семьей являются:

- Принцип открытости – каждый родитель проинформирован о целях, задачах, содержании и методах работы с детьми.

-Принцип партнерских отношений – родители являются полноправными участниками образовательного процесса.

С родителями ведется работа, направленная на повышение их педагогической компетентности, развития мотивации к совместной деятельности по созданию благоприятных условий для коммуникативного развития дошкольников.

Необходимо вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. С этой целью целесообразно использование разнообразных традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, направленных на:

- совершенствования собственных умений межличностного общения;

- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.

О результативности взаимодействия с семьей свидетельствуют:

- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей.

- Овладения практическими средствами и способами развития коммуникативных навыков детей.

- Повышение активности родителей воспитанников в участии в совместных мероприятиях группы и ДОУ.

-Положительная мотивация родителей по формированию социально-коммуникативных навыков детей.

Это приведёт к созданию единого образовательного пространства семьи и детского сада.

В практической части представлены модель работы с семьей (Приложение № 9) и формы взаимодействия с родителями (Приложение № 10).

2.3. Анализ сформированности коммуникативных навыков на контрольном этапе

Завершающим этапом в исследовательской работе было подведении итогов и сравнительный анализ результатов проведённой работы Цель и задачи экспериментального исследования были реализованы в полном объеме. Для подтверждения гипотезы экспериментальной работы было проведено повторное обследование дошкольников Цель контрольного этапа эксперимента: определение эффективности использования игровых форм и методов по развитию уровня коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня коммуникативной компетентности мы повторно использовали методики констатирующего эксперимента.

Данные исследования навыков общения детей приведены в приложении (Приложение № 11).

Повторная диагностика коммуникативной компетенции показала, что все дети группы продемонстрировали более высокие результаты по всем показателям диагностики.

Исследования показали, что благодаря целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети научились навыкам саморегуляции, овладели способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развили коммуникативные навыки, научились общаться в конфликтной ситуации стали требовать от взрослых меньше внимания. Снизилась агрессивность у детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие сами по себе стали играть с другими детьми.

Выстраивание в системе психолого-педагогической работы по преодолению социальных барьеров взаимоотношению между детьми, способствует установлению теплых, доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Контрольный этап показал эффективность влияния игр на формирование коммуникативных умений старших дошкольников, т. к высокий уровень возрос вдвое.

Эффективность деятельности по формированию коммуникативных умений дошкольников представлена сравнительными диагностическими данными констатирующего и контрольного этапов.

Уровень развития коммуникативных умений Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий уровень 13% 30%

Средний уровень 63% 68%

Низкий уровень 24 % 2%

Следовательно, мы видим, что в группе после серии проведенных игр,

направленных на повышение коммуникативной компетенции значительно улучшились показатели. Значит, гипотеза исследования подтвердилась полностью, формирование коммуникативных умений более успешно, если:

- формировать у детей умения распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них;

- в воспитательно-образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста системно включаются игровые технологии, направленные на формирование (развитие) у них коммуникативной компетентности;

- осуществлять интегрирацию разных видов игр в педагогическом процессе;

- воспитатель занимает активную игровую позицию.

Преимуществом данного исследования является то, что предлагаемый материал легок и доступен для восприятия ребенка, поскольку осуществляется через игровую деятельность и ориентирован на данный возраст.

В результате целенаправленного взаимодействия с семьей активизировалась заинтересованность родителей и их участие в жизни группы, повысилась педагогическая грамотность (Приложение № 12).

В целом реализация данной педагогической инициативы позволила достигнуть следующих результатов:

-серия игровых тренингов апробирована и внедрена в практику работы ДОУ;

-наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных способностей дошкольников, дети активно и содержательно общаются в совместных видах деятельности

минимизация конфликтных ситуаций на группах в межличностном общении воспитанников - свидетельствует о положительной динамике развития коммуникативных навыков и навыков самоконтроля;

- активно вовлечена родительская общественность в работу по формированию у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.

Список используемой литературы

Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. 2005

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.

Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»

Добрович А. В. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987 г

Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения. СПб. : Речь, 2001.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»;

Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: 2000

Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М. :2006

Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1999.

Леонтьев А. Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М. : Педагогика, 1983 - T.I.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М. : «Педагогика», 1986.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб. : Речь, 2001.

Шипицина Л. В. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. М. :Детство – Пресс, 1998

Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника. М., Педагогика, 1987

Интернетресуры

Публикации по теме:

Занятие по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников «Космическое путешествие» Образовательная область: коммуникация Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема занятия: Развитие коммуникативных умений старших.

Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Уважаемые коллеги! Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно.

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников Картотека игр, на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников. 1. Клеевой ручеёк Цель: развить умение действовать совместно.

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей средствами театрализованной деятельности» Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности»Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности» Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность.

Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности Развитие детско-родительских отношений через игровую деятельность ИГРАЕМ ОТ ДУШИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ В обыденной жизни со словом «игра» люди.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых В настоящее время приоритетным направлением деятельности педагогов становится формирование коммуникативных умений у дошкольников. Проблема.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Справка взаимопроверки «Развитие коммуникативных навыков и умений в продуктивной деятельности детей» Справка взаимопроверки в средней группе №1 у воспитателей Смоляровой Светланы Викторовны и Малаховой Екатерины Викторовны по теме: «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами игровой деятельности
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 20:22
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Завьялова (УИ 66077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД