Светлана Кутахина
Консультация на тему: «Дошкольник в мире социальных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольник в мире социальных отношений»
Мир состоит из разных людей, разных по национальности, уму, характеру. Но всем суждено жить на одной планете. Несмотря на наши отличия, мы должны уметь понимать и уважать друг друга. Родители, все без исключения, хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда это получается, и задача нас - взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Консультация на тему: „Дошкольник в мире социальных отношений“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.
Современный ребенок - это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Его внутренние резервы раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, детский сад - это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад.
Задача дошкольного воспитания - дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Эмоциональный опыт ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и отрицательную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его жизнь.
Современные научные данные показывают, что результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
В программе «Детство» социально-эмоциональное развитие дошкольников рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ, объединяющее все его аспекты. В детском саду необходимо обеспечить единый процесс социализации-индивидуализации личности дошкольника через эмоциональное принятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром. В программе подчеркивается неразрывная связь процесса социально-эмоционального развития и освоения детьми соответствующих нравственных и эстетических ценностей.
Социально-нравственное развитие дошкольника осуществляется благоприятно при условии представленности всех компонентов социального опыта в образовательном процессе детского сада. Образовательное пространство развития современного дошкольника, обозначенное в программе «Детство», включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, начало математики, мир художественной литературы, внутренний мир ребенка.
Социальный раздел программы «Детство», под названием «Ребенок входит в мир социальных отношений», определяет основные ориентиры в содержании процесса развития социального мышления, чувств, поведения дошкольников и подчеркивает необходимость формирования у детей умения различать и понимать эмоциональные и физические состояния взрослых и сверстников, выраженные в мимике, в интонации и содержании речи; овладения адекватными способами реагирования на соответствующие эмоции и чувств окружающих.
Основная идея программы состоит в том, чтобы сделать ребенка активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений в разных видах детской деятельности, общения и познания, пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание доступными для дошкольника средствами выражать внимание к окружающим людям, бережное отношение к предметному миру и природе. Особенность социально-эмоционального развития состоит в том, что его нельзя ограничить временем или местом в образовательном процессе. Эмоционально комфортное состояние каждого ребенка в детском саду составляет базовое условие реализации программы социально-эмоционального развития.
В программе детство особое внимание уделяется развитию способности детей понимать эмоциональное состояние людей. В младшем дошкольном возрасте ребенок способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех - слезы). В старшем дошкольном возрасте воспитатель развивает у детей умение понимать более широкий круг эмоциональных проявлений, находить черты их сходства и различия, устанавливать причины разного настроения людей. Дети различают радость и печаль, удивление, усталость, страх, обиду, нежность, любовь, доброту, восторг.
Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, возникающих по инициативе воспитателя и стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств и тем самым открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми.
Литература:
1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе «Детство». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб., «Детство-Пресс», 2011.
2. Т. И. Бабаева «Дошкольник и рукотворный мир». СПб., «Детство-Пресс», 2002.
3. Г. К. Зайцев «Главные правила поведения для воспитания детей». г. Москва. Мозаика-Синтез, 2006г.
4. Т. С. Комарова. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота, радость, творчество». г. Москва, «Мозаика-Синтез», 2012.
5. Е. Н. Островская «Главные правила для воспитания детей». г. Москва. Мозаика- Синтез,2006г.