Получи документы

Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности

Светлана Адмаева
Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие детско-родительских отношений через игровую деятельность

ИГРАЕМ ОТ ДУШИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ

В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьёзное, развлекательное. Однако о значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Органи-зация Объединенных Наций в документах международного права (Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.

Публикация «Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности» размещена в разделах

Право ребенка на игру соблюдается почти в каждой семье еще с младенческого возраста ребенка. Но когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.

В результате такого отношения к игре мы, педагоги, наблюдаем следующую картину: при малейшей материальной возможности приобретаются разнообразные игрушки, но ребенок не проявляет к ним особого интереса. Гораздо охотнее он смотрит телевизор или играет на компьютере. При этом родители искренне уверены в том, что разнообразные веселые игры их детства со сверстниками (дочки-матери, казаки-разбойники и др.) далеко ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр, которые призваны решить все задачи, связанные с развитием ребенка.

Компьютеры, Интернет, видеотехника, телевизор изменили жизнь семьи. К сожалению, они часто разобщают детей и родителей.

Поэтому детскому саду приходится не только восполнять несостоявшееся общение, но и учить взрослых разговаривать с ребенком. Такое положение вещей объясняется тем, что большинство родителей не знают, что собой представляет игра в дошкольном детстве и каково ее значение для развития ребенка-дошкольника.

Ведь для развития личности ребенка-дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований возраста (целенаправленной деятельности, произвольности, воображения, ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности) особое значение имеет сюжетная игра.

Мы понимаем: очень важно, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

Наш детский сад работает по программе «Радуга» Т. Н. Дороновой, которая построена на взаимодействии педагогов и родителей, в ней даются методические рекомендации по организации традиций и мероприятий.

Хотим поделиться своим опытом работы с родителями по формированию детско-родительских отношений через игровую деятельность.

Сюжеты игр детей меняются постоянно – в зависимости от того, что в это время смотрят по телевизору взрослые (помните, дети играли «в мушкетеров», потом - «в Верховный Совет», потом - «в рабыню Изауру», «в Марианну» и т. д.) и какие мультфильмы показывают для них са-мих (в играх появились черепашки с именами художников эпохи Возрождения, спасатели Чип и Дейл, Человек-Паук). Вслед за нами, дети играют в политические дебаты, создают предприятия и заключают договора, открывают банки и торговые точки, вслед за нами они перестают играть в космонавтов и полярников…

Родителям группы нами предложены анкеты по темам: «Достаточно ли внимания уделяете своему ребёнку?», «Игры и игрушки вашего ребёнка». По ответам родителей, были выявлены вопросы, которые вызвали у родителей затруднения.

В работе с родителями нами используется деловая игра «Игра и игрушка в жизни вашего ребёнка».

Цель данной деловой игры - показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

В группе проводится предварительная работа. Ребенку из десяти игрушек предлагается выбрать ту, которая ему нравится. Это были: собачка, лев, динозавр, заяц, котенок, жираф, деревянный строительный набор, кукла, машина, самолёт. Когда ребенок выбирал игрушку, его фотографировали с ней.

Условия проведения деловой игры. По кругу расставлены стулья для взрослых, чуть в стороне от них стол с теми игрушками, которые предлагались детям в процессе вышеуказанной пробы. В другой половине группы - детские столы и стулья для игры с родителями, настольно-печатные игры (на две-три больше, чем участников, чтобы обеспечить свободу выбора, набор «Строитель» с мелкими деталями.

Затем родителям предлагается из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок. Это задание родители выполняли с волнением. Многие долго думали, прежде чем сделать выбор. Далее мы показываем родителям фотографии, и они видят, совпал ли их выбор с выбором ребенка. Большинство родителей не ошиблись: их выбор, и выбор их детей совпали. Родители испытывали гордость оттого, что смогли посмотреть на этот мир глазами своих детей.

В ходе проведения игры звучит музыка, что создавало положительный эмоциональный настрой.

Также часто нами проводятся встречи с родителями «Давайте поиграем»

Задачи: Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним. Вовлекать родителей в жизнь детского сада.

Сразу отметим, что не все родители с удовольствием откликнулись на предложение. В тактичной форме необходимо объяснить, как это важно для их ребенка. Так как, прежде всего хочется привлечь детей, которые по наблюдениям не могут занять себя, не вступают в контакт с другими детьми. На первой встрече было всего четверо родителей.

В ходе обсуждения с родителями этого направления деятельности акцентировали внимание на том, что взрослый не должен вмешиваться в игры детей и управлять ими. Его задача, создать условия для развертывания детской игры. Предложила родителям вспомнить свое детство и рассказать о том, как они играли со своими друзьями.

Затем были рекомендованы действия, которые должны помочь родителям вступить в игровое взаимодействие с детьми.

- Тактично, но не навязчиво предлагать свою помощь в создании игровой среды : «Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?», «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т. п. Отказ ребенка воспринимать как должное: «Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь». Все последующие обращения ребенка расценивать как проявление доверия и уважения за деликатность и такт.

- Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью принять ее.

- В случае непонимания ситуации и желаний ребенка уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой?»).

- Действуя в роли, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать?»).

- Всегда соглашаться с ребенком. Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.

- По окончанию игры выразить ребенку удовлетворение и высказать надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас учувствовать в ней.

- Положительно относиться к появлению в рассказах и играх детей воображаемых партнеров. Серьезно и доброжелательно обсуждать с ребенком приключения, которые якобы произошли с ним и его «знакомым» зайчиком, щеночком и даже роботом или милиционером и т. п.

«Проиграли» некоторые моменты. В роли ребенка выступал воспитатель. Это помогло родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

На других встречах родители обменялись своими мнениями об устройстве игровых уголков для детей дома. Какие игрушки полезны, а какие не следует приобретать. В процессе беседы родители обсуждали вопрос о количестве игрушек, об их видах. Делились информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок, какова про-цедура уборки игрушек после игры. Родители обменивались информацией о магазинах, торговых центрах, где по доступной цене можно приобрести качественные игрушки, с сертификатом.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми родители учатся играть в интересные дидактические и настольно-печатные игры.

Вначале родители были ознакомлены с видами дидактических игр, это - игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Особое внимание уделила играм-беседам, так как в ее основе лежит общение. Такая игра учит слушать вопросы и ответы, сосредоточиваться на содержание, дополнять сказанное, высказывать суждения. Каждый вид игры был представлен родителям, чтобы они поняли, как играть в эти игры, как правильно задать вопрос, чтобы ребенок ответил на него. Рекомендован перечень игр, проведена выставка книг по дидактическим играм.

В заключение встречи было предложено родителям и детям выбрать настольно-печатные игры по душе и вместе поиграть (лото, кубики, мозаика, домино, шашки, пазлы). Дети радуются таким встречам и гордятся тем, что играют с родителями вместе.

Такие встречи и совместные игры изменили отношения детей и взрослых, они стали теплее, ближе. У родителей и детей появилось общее дело, где все участники равны. Возраст от 5 до 7 лет — это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Пройдет еще немного времени, и родителям, которые не сумели установить их сейчас, будет очень трудно, а подчас и невозможно найти взаимопонимание со своим ребенком, когда он станет подростком. Поэтому объясняем родителям, чтобы они не упустили свой шанс и играли с детьми сейчас и, что среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет.

В программе «Радуга» есть такой приём работы с детьми, как рассказы из личного опыта, и на основе этого был организован родительский факультатив «А мы играли так…», где родители рассказывают и показывают своим детям, в какие игры они играли, когда были маленькими. С родителями беседуем заранее, когда они могут прийти ненадолго, и в вечернее время 1-2 родителя приходят и общаются с детьми.

После таких встреч и проведенных мероприятий родители охотнее откликаются на просьбы по изготовлению атрибутов и элементов костюмов для сюжетно-ролевых игр, некоторые родители шьют, кто-то вяжет. Даже в такое сложное время родители всегда идут навстречу.

Таким образом, через взаимодействие с родителями в связи с игровой деятельностью решаются проблемы развития детей и детско-родительских отношений.

Вспоминаются слова Антуана де Сент-Экзюпери : «Я пришел из детства, как из страны»

Нам, педагогам, нужно чаще думать, какими красками мы рисуем страну дошкольного детства для приходящих к нам детей. Она полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за его отражение.

Публикации по теме:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Коррекеция тревожности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка;.

Гендерное воспитание через театрально-игровую деятельность Слайд№ Малыши В наше время стали производить кукол мальчиков и девочек и когда у нас в группе появились пупсы дети спросили: «А это кто.

Проект «Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности» Паспорт проекта Автор: Быкова Екатерина Павловна – воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» с. Куриловка 2015 г. Вид.

Программа коррекции детско-родительских отношений для семей с агрессивным ребенком старшего дошкольного возраста Занятие 1 Цель: помочь родителю лучше понимать чувства, интересы и желания своего ребенка. Процедура знакомства: стоя в кругу, участники.

Программа по развитию детско-родительских отношений «Папа, мама, давайте играть!» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и всего общества. Контакты.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Семейный клуб как форма коррекции детско-родительских отношений Семья – источник вдохновенья, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасенье, Здесь друг за друга все в ответе. Да, воспитать.

Конспект занятия психолога по гармонизации детско-родительских отношений «Супер-мама!» Название: «Супер - МАМА!» Цель: гармонизация детско-родительских отношений. Задачи тренинга: снятие психоэмоционального напряжения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности
Опубликовано: 4 декабря 2015 в 12:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Адмаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД