Получи документы

Рекомендации для составления конспекта ОД

Махлук Руслановна
Рекомендации для составления конспекта ОД
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации по разработке

конспекта организованной образовательной деятельности

Типичные ошибки при составлении конспекта занятия

• Отсутствие триединства в составлении программного содержания. Нет целостности, четкости в составлении программного содержания в определении образовательных, развивающих и воспитательных задач.

• Не соответствует программное содержание поставленным целям и задачам, то есть в программном содержании прописываются определенные задачи, а в занятии их реализация отсутствует.

• Не четко обозначены методы и приемы, посредством которых будут выполняться поставленные цели и задачи. Методы и приемы должны подбираться так, чтобы они были интересными, разнообразными, плавно вытекали один из другого, и занятие тогда будет иметь единый сюжет, дети не устанут, так как смена интересных видов деятельности и продуманная двигательная активность, изменение статической позы ребенка повысят их активность и сохранят повышенный интерес в течение всего занятия. Но главное, должна соблюдаться интеграция образовательных областей.

• Конспект следует продумать так, чтобы в основном говорили дети. Надо помнить, что педагог должен говорить 25 – 30 %, а остальное время говорят дети. Наблюдается обычная ошибка, когда очень много готовой информации получают дети от педагога. Необходимо дать возможность детям самим добывать знания, совершать открытия, радоваться своим открытиям и успехам, делать выводы, а педагог лишь дополняет знания новой информацией.

• В использовании элементов проблемности в обучении чувствуется недоработка. Многие конспекты, составленные воспитателями, скучные, в них не решаются, не выдвигаются проблемы. В некоторых конспектах вроде поставлена проблема, присутствует вопрос «Как вы думаете?», а воспитатель в занятии решает ее без особого участия детей. Мало вопросов характера «почему», «как ты думаешь», «как можно доказать»… Итак: выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения, развития и воспитания, в зависимости от образовательных задач, обеспечивает развивающий характер занятия (развитие познавательной активности ребенка, его самостоятельности мышления, включения в поисковую ситуацию и др.).

• Необходимо в конспектах занятий продумать, обозначить предварительную работу по определенной теме, то есть, обозначить степень связи изучаемого материала с предыдущим и последующим, соотношение нового и пройденного материала. Без предыдущей работы невозможно добиться высоких результатов в качестве образовательной работы.

• В программном содержании занятия продумана работа по обогащению словарного запаса детей или активизация словаря, а в ходе занятия данная работа совершенно отсутствует. Между тем, мы четко должны помнить, что развитие речи детей идет в каждом виде деятельности, как в организованном, так и в свободное от занятий время. К сожалению, во многих конспектах на словарную работу уделяется крайне мало внимания.

• Не обозначается индивидуально - дифференцированный подход в обучении детей. В индивидуально-дифференцированном подходе как раз есть большая возможность реализовать личностно- ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Очень важно учитывать тех детей, которые быстро и правильно справляются с заданием, то есть, одаренных детей. Их необходимо загружать дополнительной работой, давать возможность развиваться и исключить возможность потери интереса к занятию. Итак, индивидуальная работа с детьми проводится до занятия с целью облегчить ребенку его старания, вселить в него уверенность, но и на занятии нуждающиеся дети в помощи не должны оставаться в стороне. О дифференцированном подходе обычно педагоги забывают.

Необходимо также отметить еще ряд недостатков и ошибок, которые встречаются при разработки занятия, а также в составлении конспекта:

• Допускаются грамматические ошибки;

• Не конкретно продумываются вопросы;

• Не четко и последовательно даются детям задания;

• Мало используется музыкальное оформление занятия и познавательные фильмы или фрагменты познавательных фильмов, то есть средств ИКТ.

• Допускается неверная подача информации.

При продумывании занятия педагог прежде всего сам должен знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. Педагог должен и обязан доводить до детей достоверную информацию. Например, педагог дает информацию детям, что море не способно к самоочищению. Морю помогают спасатели, ученые, экологи, а в чем заключается их помощь, ничего не говорится. Да, это – верно:

• морю помогают ученые, если в нем гибнут рыбы и исчезают редкие особи;

• спасатели помогают морским обитателям, если их выбросило волной на сушу;

• экологи запрещают отлов или отстрел, например, белых тюленей и т. д.

Но море как раз и имеет способность к самоочищению, если бы оно не имело такую способность, то за короткое время превратилось бы в большую мусоросвалку. Происходит это так: волной к берегу выбрасывает все, что плавает на поверхности (пластиковые бутылки, куски бревен, надувные матрасы, сигаретные упаковки, окурки, панамы, шарфики, что ветром сдувает, срывает). А волна же образуется в связи с движением воздуха. Чем больше или сильнее ветер, тем больше волна, которая прибивает воду к берегу. Это явление называется «прибой», а не то, что говорит воспитатель (прибой – это волна, которая выбрасывает мусор на берег).

Обычно при составлении занятия по физическому развитию детей, встречаются ошибки при составлении конспекта, не даются разъяснения такого характера, например:

• комплекс упражнений изучен ранее или идет закрепление;

• какое из основных движений на сегодня новое;

• каким способом выполняются основные движения: поточным методом или в подгруппах;

• знакома ли подвижная игра для детей или она новая.

• И, если даже эта игра детям знакома, то по методике все равно необходимо повторить правила или сделать акцент на правило, которое дети чаще всего нарушают. А, если эта игра для детей новая, необходимо показать, как педагог преподносит детям правила игры;

• не показана индивидуальная работа с детьми, и самое место на таких занятиях, особенно в основных видах деятельности, использовать дифференцированный подход;

• не показана роль воспитателя на занятии.

• Каждый конспект занятия, либо сценарий какого-то праздника или развлечения, направлены на то, чтобы делиться опытом работы и, кроме основных требований к оформлению конспекта, было бы хорошо сопровождать его приложениями или сопровождать иллюстративным материалом, обеспечить дидактическим материалом (например, схемы, карточки, движения какой-то игры, музыкальные композиции и др.)

Итак: При составлении и оформлении конспекта занятия педагог должен знать, что от качества разработки конспекта будет зависеть качество образовательной работы с детьми. Конспект надо продумать так, чтобы, взяв его в руки, самый неопытный педагог сразу имел представление, какого вида это занятие, в какой форме оно построено, какие методы и приемы будут использованы, где проводится занятия, какой материал будет использован на занятии, какая должна быть предварительная работа и т. д /

Рекомендации к вхождению в тему:

Для успешного вхождения в тему, для того, чтобы сразу завладеть вниманием детей, необходимо их заинтересовать, приковать все внимание на себя, заворожить детей. Как это можно сделать, какие приемы использовать?

1. Сюрпризный момент очень выигрышный:

• закадровый голос;

• какой-то яркий элемент на доске либо на фланелеграфе, например, из-за кустика выглядывают чьи-то ушки…

2. Педагог, выдвигающий проблему…

3. Использование Модели 3-х вопросов – инновационный метод

• что вы знаете о….?

• откуда вы это знаете?.

• что бы вы хотели еще узнать?.

• Указания к составлению конспекта занятия

Подготовка к составлению занятия:

1. Определить программное содержание занятия, опираясь на:

образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и обучения детей;

ранее составленный групповой перспективный план воспитательно- образовательной работы в группе;

время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников, выборов и т. п.);

дефект речевого развития детей;

уровень развития детей.

Определившись с подготовительным этапом составления конспекта занятия, переходим к составлению чернового варианта конспекта занятия.

Необходимо сформулировать программное содержание, которое, как и на всехвидахзанятий будетвключатьвсебятривидаосновных задач:

- образовательная (обучающая,

- развивающая,

- воспитательная.

Пяти, максимум шести задач хватит. В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т. д.

Образовательные (здесьмыможем расширять знания, обогащать представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки. Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов».

Развивающие (развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи развития речи, чаще развивают психические процессы – зрительную, слуховую, тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).

Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого занятиякаких-либо нравственных качеств. (Культуруречевогообщения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру речевого общения совершенствовать умение формулировать просьбы».

Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов.

• При оформлении конспекта, не следует подписывать какого вида та или иная задача образовательная, воспитательная и т. п.).

Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).

Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» - правильный вариант).

Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями («Развивать фонематический слух» - ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» - правильный вариант).

Избегать при формулировке задач слов:

«УЧИТЬ», т. к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить + упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т. д. Подбираем наиболее точный глагол;

«ФОРМИРОВАТЬ», т. к. с точки зрения одних авторов это слово несет излишне авторитарный подтекст для современной гуманистической педагогики, а с точки зрения других отражает физиологическую сторону процесса развития, без участия педагога.

Ход организованной образовательной деятельности.

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе ООД.

Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следует подобрать игры, упражнения и задания, которые помогут решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.

Следующий шаг - подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный.

Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и провести предварительную работу, цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.

Последнее, что необходимо предусмотреть, так это – индивидуальную работу с детьми на занятии. Необходимо учесть деятельность особо развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми (подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы и эти дети увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и педагогами).

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:

Организационныймомент (привлечениевниманиядетейк воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т. п.).

Сюрпризный или заинтересовывающий момент (прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

Сообщение цели занятия.

На одном занятии в вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;

желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме; при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т. п., указывать не следует. Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть» и т. п., указывать не следует.

Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

Так же одним из требований к занятию является степень активности детей больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок.

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

Третья часть – итоговая (до 3 –5 минут) Включает в себя:

Обобщение - вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу, Что запомнилось, Что удивило) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп. : «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т. п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

Создание благоприятногоэмоциональногосостояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения, вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т. п., указывать не следует.

После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме. Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.

Обобщенная схема конспекта занятия

1. Вконспектеиспользуется шрифт–TimesNewRoman,кегль14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.

2. Титульный лист конспекта содержит:

Полное наименование организации по уставу (вверху, посередине);

Название мероприятия: конспект или сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему:(по центру, по середине);

В заголовке не обязательно писать название ООД (например, конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

Конспект (указать форму проведения: занятие, наблюдение, развлечение, экскурсия, игра и т. д.) по (указывается образовательная область, тема «….») в _группе (указывается возрастная группа). (Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

ФИО педагога, должность, квалификационная категория (если есть)

2020-2021 учебный год (внизу, по центру).

Далее или на втором листе должны быть указаны:

Цель. (является конечным результатом работы с детьми; то, чего педагог хочет достичь, к чему он стремится). Она может быть только одна. Используются глаголы: совершенствование, воспитание, сохранение, систематизация, обогащение.

направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат ОД;

соответствиецелиОДпсихофизическимвозможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;

реальность выполнения поставленной цели в течение ОД;

представлениезадачОДкаксистемыдействийпедагогапо достижению цели;

Программное содержание или задачи:

Образовательные

1. …

2. …

Развивающие

1. …

2. …

Воспитательные

1. …

2. …

Планируемые результаты (целевые ориентиры)

Виды детской деятельности

Методы и приемы реализации содержания занятия

Активизациясловаря (расписатьновыесловаисловосочетания, которые вводятся в активный словарь детей)

П о д г о т о в к а к з а н я т и ю

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы (указать автора, наименование произведения);

Беседы, ситуативные разговоры (указать тему, цель)

Игры (название)

Прослушивание музыкальных произведений (указать название) и др.

Материалы и оборудование: Раздаточный: Пример:

Зеркала - 10 шт.

Мягкая игрушка «Котёнок» - 1 шт.

Карандаши зеленые и синие – по количеству детей.

Изображения домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, баран.

Демонстрационный:

1. Воздушный шар – 1 шт.

Индивидуальная работа: указываются имена детей и вид работы, в котором данные дети будут обязательно задействованы. Пример: «Миша К. – качество произношения звука «р» в начале предложения; Дима О. – следить за интонацией при выражении благодарности за услугу».

План (для плана занятия или для плана-конспекта, ход работы (для уже

проведенного занятия):

Вводная часть (организационный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).

Мотивация игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, помогая различным игрушкам решать практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

Основная часть (последовательное решение всех поставленных задач).

Описание основных форм и методов организации индивидуальной, групповой деятельности воспитанников.

Методика изложения нового материала.

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников;

Постановка целей самостоятельной работы детей.

Определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей;

Описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учётоминдивидуально-дифференцированныхособенностей воспитанников.

Заключительная часть (подведение итогов занятия (обобщение, оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности, фиксация в речи детей нового знания или способа действия, организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности, осмысление достижений, определение перспективы полученных знаний; мотивация на дальнейшее использование полученных знаний, умений и навыков).

Условия проведения: оказание помощи детям в осмыслении собственной деятельности и личных достижений; использование фишек для обозначения собственного уровня роста знаний или деятельности на занятии; организация беседы; использование вопросов к детям: «Что нового вы узнали?», «Где можно применить новое знание?», «Можете ли вы научить кого-либо делать так же?»,

«Зачем мы отправились в путешествие?», «Зачем мы искали истину?», «Для чего мы проводили эксперименты?», «Как вы думаете, что мы узнаем на следующем занятии?», «Как вы думаете, что нам надо узнать на следующем занятии» и др. Вопросы, задаваемые детям, могут быть связаны с программными задачами занятия, с формой проведении занятия, с «открытием» нового знания, с эмоциональным состоянием детей, с познавательной деятельностью детей.

Публикации по теме:

Алгоритм составления современного конспекта НОД по требованиям ФГОС ДО (методические рекомендации) 1. Тема НОД 2. Программное содержание НОД 3. Приоритетная образовательная область 4. Планирование cодержания НОД: - продумывание «изюминки».

Краткий план конспекта урока литературы по теме «А. Грин. Алые паруса», 6 классКраткий план конспекта урока литературы по теме «А. Грин. Алые паруса», 6 класс Тема: А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. Цели: формирование понятия о произведении такого жанра, как феерия; Задачи:Обучающая:.

Методическая разработка конспекта НОД «В огородном царстве овощей» (вторая младшая группа) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: закреплять знания детей об овощах,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации для составления конспекта ОД
Опубликовано: 21 февраля 2025 в 17:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для составления конспекта ОД» (включая файлы) размещена пользователем Махлук Руслановна (УИ 3501286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД